В парижском офисе швейцарского банка UBS прошли обыски. Сотрудники Национальной службы по таможенному надзору (SNDJ), в ведении которой находятся налоговые преступления, в связи с подозрениями о ведении банком «двойной бухгалтерии» искали какие-то улики, по всей видимости.Под следствием уже находятся два сотрудника банка: бывший управляющий офисом UBS в Лилле а также сотрудник отделения банка в Страсбурге.
Деятельность UBS попала в поле зрения французской прокуратуры в марте прошлого года. В апреле 2012 года началось полномасштабное расследование деятельности банка во Франции. Службой SNDJ были проведены обыски в Страсбурге, Лионе, Бордо.
Формальная сторона конфликта. Претензии к банку состоят в том, что по предположениям следствия, сотрудники UBS оказывали помощь в сокрытии налогов французским гражданам. Как полагают следователи, при помощи двойной бухгалтерии покрывалось реальное перемещение средств между Швейцарией и Францией.
В аналогичных деяниях обвиняют швейцарские банки Германия и США. Евросоюз пытается принудить Берн запустить систему обмена данными, в автоматическом режиме, о счетах владельцев, включая данные о самих владельцах.
Швейцария не желает принимать такие требования и предлагает свой вариант, с применением так называемой схемы Рубика. По этой схеме вкладчик сохраняет анонимность, но при этом швейцарцы сами облагают его доходы налогами и впоследствии пересылают на родину вкладчика.
Это описана формальная сторона конфликта, в которой праведные налоговые службы указанных выше стран борются с налоговыми преступниками и швейцарскими банкирами, которые покрывают их преступную деятельность. Но не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Швейцария - европейский «Кувейт». Есть основания полагать что под ширмой борьбы с экономическими преступлениями прячутся совсем другие мотивы. А именно — конкурентная борьба. Когда одна из сторон конфликта интересов пытается с помощью государственной машины уничтожить конкурента. Ведь одним из самых лучших банковских продуктов швейцарских финансовых учреждений была «Анонимность». Да, да, банковская тайна, анонимность вкладчика — это тоже товар, услуга. Причем на протяжении веков она оказывалась швейцарцами на самом высочайшем уровне.
Банк, который сможет наладить продажу этого товара, фактически открывает бездонное месторождение нефти. Можно так сравнивать по силе и эффективности этот товар. На протяжении веков он востребован и далеко не бедные люди хорошо платят за него.
Не может такой прибыльный бизнес существовать совсем безоблачно. По всей видимости, мировым гигантам экономики - США и ЕС - больше не требуется третий центр, очень влиятельный, а может быть кто-то решил сам занять эту нишу, и швейцарские банки, не имеющие мощной экономики и армии, пали жертвой изменившегося баланса сил и новых интересов.
Эксперты отдела «Новости США» журнала «Биржевой лидер» в статье «SEC заплатила информатору из банка UBS 104 млн. долларов» описали один из механизмов разрушения могущества швейцарских банков.
Брэдли Биркенфельд, работавший в UBS с 2001 по 2006, был осужден за пособничество клиенту в уклонении от уплаты налогов. Ему дали наказание - срок 3 года и 4 месяца тюрьмы 1 августа 2009. Недавно он был переведен на более мягкий режим и стал при этом миллионером. Не верите? В Америке это может быть!
В отличие от иных стран, в США есть закон Додда-Франка, действующий с 2006 года. По закону Додда-Франка, всякий, кто дает информацию о правонарушении, имеет право на получение вознаграждения. Величина его может составлять десять - тридцать процентов от суммы штрафа за выявленное нарушение и устанавливается судом. Узаконенное стукачество, говоря проще.
Благодаря такому закону, в Америке широко распространено осведомительство. Починенные боятся начальников, а начальники опасаются подчиненных. Сотрудники не доверяют друг другу.
Стала преобладать тревожная тенденция: служащие уделяют все внимание нарушениям в работе кампаний, а не добросовестному исполнению служебных обязанностей для ее успеха и процветания. За годы работы с доносчиками IRS пополнила федеральный бюджет сотнями миллионов долларов.
Информация Биркенфельда помогла возвращению 5 миллиардов долларов. Экс-банкир претендует на 30 процентов суммы не поступившей в бюджет США. То есть он может получить 104 миллиона долларов, 36 из которых он заплатит в виде налогов.
Министерство юстиции США называет поступок Биркенфельда выдающейся заслугой перед государством. Государственные деятели США поощряют IRS к более активному внедрению политики осведомительства.
В завершение остается задаться вопросом, что есть американская борьба за свободу слова? Очередной инструмент для уничтожения противника, конкурента?