Новости Европы, Евросоюз. Заявление Дэвида Кэмерона на саммите Евросоюза в Брюсселе в конце прошлой недели вызвали недовольство не только среди лидеров других стран ЕС, но и в самой Великобритании.
Премьер-министр Соединенного королевства подвергся немалой критике у себя на родине, что стало для него неожиданным, ведь, как отмечает Кэмерон, до европейского саммита многие поддерживали именно такую позицию Великобритании.
В британском правительстве разрушается единство. С критикой в адрес главы правительства обрушился вице-премьер Ник Клегг, который отметил, что жесткость высказываний Кэмерона на саммите в Брюсселе может привести к определенному бойкоту Великобритании в Европейском союзе, а планов по выходу из ЕС у Лондона нет.
Как отмечают аналитики компании Форекс тренд, теперь же Великобритания может отдалиться от континентальной Европы не только проливом Ла-Манш, но и как партнер по Евросоюзу. Ник Клегг неспроста раскритиковал главу правительства, ведь остальные страны ЕС, а под договором о единой бюджетной политике подписались практически все, кроме Соединенного королевства, согласны на нововведения. Таким образом, скажем так, 26 стран ЕС будут «вариться в своей кухне», а Великобритании может превратиться в этакого «гадкого утенка».
Критика на родине стала для премьер-министра сюрпризом и весьма неприятным сюрпризом. Особенно странным было слышать подобные заявления от главы либеральных демократов Клегга, ведь он же и напутствовал Кэмерона перед его отлетом в Брюссель.
Разрыв между премьером и вице-премьером обострился после того, как Клегг проигнорировал выступление своего шефа (по работе в правительстве) в парламенте, где Кэмерон рассказывал депутатам о мотивах своего решения.
Премьер не остался в долгу, пытаясь внушить соратникам и партнерам по коалиции свою позицию. А, по мнению Кэмерона, участие Великобритании в бюджетном союзе приведет к утрате национального суверенитета страны, что есть недопустимым явлением.
Однако, страсти продолжали накаляться, рискуя развалом коалиции и расформированием британского правительства. В таких условиях Кэмерону пришлось пойти на попятную и смягчить тональность своих высказываний, в том числе и по своему видению дальнейших отношений внутри ЕС.
Дэвид Кэмерон признал, что погорячился, когда заявил о том, что Великобритании будет всегда блокировать любые попытки придания европейским наднациональным институтам более широких полномочий власти, в частности, по вопросу бюджетного союза ЕС.
Премьер пообещал оппонентам еще раз обдумать предложение Евросоюза. В тоже время, Кэмерон четко дал понять, что не стремится к выходу страны из ЕС, он придерживался и будет придерживаться того политического курса, что Соединенное королевство есть и будет продолжать оставаться неотъемлемой частью Европейского союза.
Кэмерон заявил, что в предлагаемом бюджетном союзе его не устраивает отсутствие гарантий для финансового центра Великобритании, а не сама идея дальнейшей интеграции внутри ЕС. По словам премьер-министра, институты власти ЕС могут иметь более широкие полномочия, но они не могут стоять выше аналогичных институтов власти Соединенного королевства, поскольку это ведет к потере национального суверенитета, чего Лондон допускать не в праве.
Выпустив пар, британские политики и чиновники пришли к мнению, что коалиция по-прежнему устойчива и способна решать поставленные перед ней задачи вплоть до новых выборов, которые состоятся в 2015-ом году.
Объяснили свой отказ идти на компромисс по предложению Кэмерона и в Еврокомиссии. Ее глава Жозе Мануэль Баррозу отметил, что требования британской стороны в предоставлении гарантий ее финансовому сектору несут угрозу европейскому рынку, ведь рынок должен работать по единым критериям, без «особых» привилегий чьей-либо стороне.
Великобритания затребовала предоставления себе особых условий, но те условия, которые были предложены, несли в себе угрозу целостности общеевропейского рынка, сказал Баррозу.
В тоже время глава ЕК не видит причин для раскола в ЕС. Голосование показало, что «против» высказалась только одна страна, и нет оснований говорить о расколе Европы на еврозону и другие страны, скорее может идти речь о расколе ЕС и Соединенного королевства.
Новое бюджетное соглашение – это не 17 (прим., стран еврозоны) +, а 27- (прим., минус Великобритания), пояснил глава Еврокомиссии, добавив, что новое финансовое соглашение будет подписано к началу весны 2012-го года.
К сожалению, констатируют эксперты, это будут не изменения в базовых соглашениях Европейского союза, а межправительственный договор, обязанный к исполнению не на уровне всего ЕС, а только между подписавшими его странами.
Инвесторам: позиция Великобритании к ЕС остается неизменной
Автор: Арамис День
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.