С помощью современнейшего лазера удалось восстановить произведения доисторического искусства, сообщает «Биржевой лидер».
Что нашли: были просканированы все 83 уцелевшие плиты памятника. Лазерное сканирование проводила коммерческая компания. Полученные трехмерные изображения были предоставлены археологам для изучения и анализа.
В результате проведенного исследования, эксперты обнаружили 72 неизвестных ранее рисунка. При этом 71 рисунок является изображением топора бронзового века, и лишь один – кинжала.
Без специальной техники эти изображения невозможно увидеть. Зато благодаря новым технологиям было собрано почти 850 Гб информации о микротопографии поверхности камней Стоунхенджа.
Детальное изучение полученных данных помогло выявить изображения, которые были выгравированы на темном фоне плит. Эти рисунки с течением времени также потемнели и немного разрушились. А когда-то еще светлые изображения были четко просматриваемыми на тёмной поверхности.
Напомним, что ранее, еще в 1950-х годах, ученым удалось выявить 46 изображений с помощью самой обыкновенной лупы. Эти изображения также представляли собой топоры и ножи. Теперь же, с помощью уже лазерного сканирования было заодно полностью подтверждено их существование.
Что это принесло: благодаря этим открытиям, Стоунхендж автоматически становится самым крупным на юге Великобритании собранием первобытной наскальной живописи. Вполне возможно, что именно это открытие послужит специалистам для выявления роли столь величественного памятника.
Уже доказанным фактом является то, что основная часть Стоунхенджа была возведена в III тысячелетии до н. э. Множество специалистов считают, что в первую очередь монумент служил местом поклонения солнцу – об этом свидетельствует расположение камней в соответствии со светилом в дни летнего и зимнего солнцестояния. Но как относились к Стоунхенджу на протяжении столетий, какую роль на самом деле он мог иметь, достоверно неизвестно.
Напомним, что в июне текущего года командой ученых из университетов Шеффилда, Борнмута и Манчестера сообщалось, что Стоунхендж был построен для укрепления некоего союза между воюющими тогда племенами Востока и Запада Великобритании.
Согласно исследованиям, с 1800 по 1500 год до н. э. местность вокруг памятника заполнилась индивидуальными гробницами, кроме того вблизи Стоунхенджа были обнаружены округлые ямы.
Анализ изображений: топоры в индоевропейской традиции очень часто связывали с божеством грозы. Считается также, что топоры, которые лежат лезвием вверх, использовали для защиты людей и их имущества от ураганов и молний. Все топоры на Стоунхендже изображены лезвием вверх, когда ножи — остриём вниз. Вполне вероятно, что таким образом авторы данных изображений совершали попытку в заклинании божества бури.
Ученые отметили также, что большинство рисунков располагаются на сторонах камней, обращенных либо к центру Стоунхенджа, либо к могилам. Таким образом, появляется еще одна версия: возможно, что изображения ножей и топоров несут погребальную миссию.
Инструменты и методы гравировки: Предполагается, что резчики пользовались трафаретами, поскольку многие изображения имеют одинаковый размер. Такими трафаретами, скорее всего, были настоящие топоры. Если это действительно так, то самое крупное из изображений создавалось при помощи 46-сантиметрового топора. И такой топор намного тех, которые уже обнаружены археологами. Ученые полагают, что такие большие топоры могли иметь ритуальное назначение.
Лазерное исследование, кроме всего прочего, позволило также выявить, насколько же тщательно обрабатывали поверхность каменных плит. Ученые выявили, что Стоунхендж предназначался для «просмотра» большей частью с северо-восточной стороны.
Интересным фактом является также то, что одна из каменных плит с юго-западной стороны, которая сейчас разрушена, была обработана особенно тщательно. Этой плите была придана такая форма, чтобы все участники церемонии имели возможность в день зимнего солнцестояния видеть заходящее солнце. Именно благодаря этому опровергается теория о незавершенности Стоунхенджа. Скорее наоборот, подтверждаются гипотезы о предпринятых попытках уничтожения памятника.
В замешательство привело ученых и еще одно открытие, которое совершили с помощью лазера. Исследование показало, что доисторические мастера использовали две различные техники обработки каменных плит.