Несмотря на информацию о распространении в Узбекистане пыток, принудительного труда, массовых расстрелов и других правонарушений, Министерство иностранных дел Великобритании продолжает укреплять связи с режимом Ислама Каримова, которые всегда и так были тесными, пишет "Фергана.news" со ссылкой на британское издание The Guardian.
Множество университетов Великобритании, которых поддерживает правительство, ведут тесное сотрудничество с вузами страны, в которой ситуация с правами человека - одна из наихудших в мире. Так, университет Вестминстера создал на территории Узбекистана кампус, еще пять высших учебных заведений - Кембридж, университет Бата, университет Восточной Англии, Лондонский колледж моды и Лондонский университет Метрополитен - тоже развивают партнерские отношения с узбекскими коллегами.
Почему же властям Соединенного Королевства так выгодно сотрудничество с Узбекистаном, разбирались аналитики раздела “Новости мира“ издания для инвесторов “Биржевой лидер“.
В Британии знают о проблемах Узбекистана
Часть университетов Великобритании, которые наладили тесные связи с Узбекистаном, избегает обсуждения ситуации с нарушениями прав человека в этой стране. Больше всего неудобны вопросы такого плана для Вестминстерского университета. Дело в том, что на протяжение девяти лет во главе его ташкентского филиала был бывший сотрудник КГБ. Согласно некоторым сообщениям, которые опровергает Вестминстер, некоторые сотрудники спецслужб Узбекистана не только могут свободно приходить в кампус, им там еще м платят зарплату. Аналогичные претензии можно выдвинуть и Лондонскому колледжу моды, также наладившему связи с рядом узбекских учреждений, закрыв глаза на широкое использование правительством принудительного труда, в том числе среди детей, в период хлопкоуборочной кампании.
Оправдывая свою деятельность, Британский совет заявляет о необходимости развития связей в сфере образования, и продолжать работу в тех государствах, в которых сейчас наблюдаются не лучшие времена. Пресс-секретарь совета в интервью СМИ заявил, что предпочитает развивать позитивное сотрудничество, в том числе, с новым поколением лидеров в сфере образования и культуры, чем изолировать людей от полезных контактов в Великобритании.
Эксперт HRW по Центральной Азии Стив Свердлов утверждает, что ни один из университетов, который контактирует с узбекскими коллегами, не может со всей серьезностью утверждать, что ему неизвестно, с каким режимом они имеют дело. “Будь то Даунинг-стрит или престижное учебное заведение, ни у кого в Лондоне нет иллюзий на счет того, какое правительство заседает в Ташкенте“, - добавил он.
Отчеты о нарушении прав человека в Великобритании не рассматривают
Похоже на то, что в Вестминстере не желают обсуждать отчеты о правах человека в Узбекистане. В ответ на вопрос, признают ли в университете справедливость критических докладов HRW и других НПО, там отметили, что он вносит свой вклад в реформу образования путем предоставления доступа ко “всемирно известному образованию и обучению“. Представители университета Вестминстера утверждают, что его филиал в Ташкенте является независимым от узбекского правительства. Но, похоже на то, что Ислам Каримов имеет другую точку зрения. В 2012 году информационное агентство UzReport сообщило, что “Международный Вестминстерский университет в Ташкенте был создан по инициативе Президента Республики Узбекистан... в рамках реализации Национальной программы по подготовке кадров“.
Британия по-своему оценивает Узбекистан
Узбекистан являлся убежденным политическим союзником Запада в период так называемой войны с терроризмом, и в течение некоторого времени был формальным военным союзником России. Для НАТО его важность выроста благодаря строительству железнодорожной линии в северном Афганистане в 2010 году; линия транзита афганских грузов, известная как Северная сеть поставок, стала очень важной, когда Пакистан на время запретил транзит по своей территории в 2011 году.
В ответ на вопрос, какая роль Министерства иностранных дел в поощрении образовательных связей Великобритании с Узбекистаном, в Британском Совете настаивали, что решение о работе в какой-либо стране принимается его попечительским советом в соответствии с его благотворительными целями. Несмотря на то что правила, регулирующие деятельность Совета, составляются в МИДе, необходимо, чтобы их действия соответствовали долгосрочным международным задачам правительства Великобритании, а также благотворительными целями Совета.