Соединенное Королевство удалось спасти, но при этом оно сильно ослабло. До начала референдума правительство Лондона обязалось передать Шотландии ряд важных полномочий. Таким образом, Уэльс, Англия и Ольстер вполне способны выдвинуть подобные требования. Само собой, подобные уступки со стороны правительства вызывают ряд возмущений среди тори. Об этом сообщают журналисты издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Так, например, в понедельник, двадцать второго сентября, Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании, решил провести встречу с депутатами, которые входят в его партию для того, чтобы можно было предотвратить ее непосредственный раскол. Таким образом, он увязывает расширение прав для парламента в Эдинбурге с реформой конституции, которая означает по существу проведение децентрализации государства. Помимо этого, Алекс Сэлмонд, который является лидером националистов Шотландии, заявил о том, что избиратели были обмануты.
Что будет дальше с Великобританией?
Парламентарии-заднескамеечники, которые представляют Консервативную партию, начали грозиться тем, что они поднимут бунт против своей же власти. Таким образом, они остались недовольны тем фактом, что британский премьер-министр взял обязательство на передачу новых полномочий для шотландской стороны и в то же время сохранить высокий уровень расходов государства, которые идут непосредственно на нужды шотландской стороны.
Как пишет издание «Daily Telegraph», выходит, что в настоящий момент жителей Англии просят оплатить подарки для Шотландии. При этом, как вы понимаете, взамен они ничего не получают. По правилу, которое существует в настоящий момент, в пересчете на человека шотландцам достается каждый год из бюджета на полторы тысячи фунтов больше, чем англичанам.
Таким образом, заднескамеечники пытаются добиться данного правила. Также они начинают требовать, чтобы по законам о здравоохранении и образовании в Англии в стенах Вестминстерского дворца могли участвовать в голосовании лишь депутаты от этой части Королевства. Что же касается парламентариев из Шотландии, то они будут лишены данного права. Однако это по существу означает проведение конституционной реформы. На фоне этих событий спикер Палаты общин Ульям Хейг заявил о том, что обновленное законодательство на этот счет будет внесено лишь в том случае, когда будет избран новый парламент. Произойти это должно на всеобщих выборах, которые запланированы на 2015 год. Но еще неизвестно, останутся ли после этого голосования у власти именно тори.
Лидер шотландских националистов Алекс Сэлмонд, который возглавлял кампанию за независимость, почти сразу же обвинил консервативных лидеров, либерал-демократов и лейбористов, ратовавших за сохранение Королевства, в том, что они якобы обманули избирателей и не планируют выполнять установленных обещаний. Таким образом, Сэлмонд подчеркнул следующее: «Люди, которые голосовали на данном референдуме против отделения Шотландии от Соединенного Королевства, в настоящий момент больше всего рассержены, разочарованы и оскорблены лидерами из Вестминстера».
Помимо этого, Константин Эггерт, независимый журналист и член Королевского института международных отношений в Лондоне, заявил о том, что «по существу британскому премьер-министру придется за счет денежных средств жителей Англии оплачивать ту лояльность, которая была проявлена со стороны Шотландии. Это не устраивает часть консерваторов. Они полагают, что политика Дэвида Кэмерона является недостаточно консервативной. В частности, они считают, что он действовал недостаточно продумано, тем самым допустив, что референдуму удалось поставить Королевство на грань раскола. Правое крыло партии в настоящий момент недовольно также политикой британского правительства по отношению Европейского Союза. Все дело в том, что эти люди хотят, чтобы Лондон более решительно отстаивал права своего государства в Европейском Союзе».
Процесс передачи полномочий Шотландии и Уэльсу был начат еще при Тони Блэре, лейбористском премьер-министре. В результате этого проиграла только Англия. Она, очевидно, будет для себя требовать аналогичных полномочий, что и Шотландия, вплоть до собственного парламента, флага и укрепления для местного самоуправления. Это может стать одним из самых серьезных проектов по децентрализации за триста лет.
Что же касается сторонников независимости, то они проиграли референдум в пропорции 45 против 55. Унию удалось спасти, однако она достаточно сильно ослабла из-за последних событий. Голосование в день плебисцита и последующие опросы демонстрируют, что лидеры трех главным партий все же поддались панике. Таким образом, они взяли на себя такое серьезное обязательство в области налогов и социальной сфере, которого, в целом, можно было избежать. Однако теперь, когда обещания были озвучены, забрать обратно их, как вы понимаете, нельзя. Соединенное Королевство должно привнести в государственное устройство больше элементов по федерализму. Таким образом, в ближайшее время нам предстоит наблюдать ряд изменений, которые затронут так называемый «остров стабильности», которым его считали многие британцы, сравнивая с континентальной Европой.