Монархия Великобритании богата как никогда: цена состояния, формально доверенного королеве Елизавете II, поднялась до максимального уровня и насчитывает почти 35 миллиардов американских долларов.
Следующим летом Лондон ожидает крупнейшее светское событие за всю историю Британии — 10 тысяч гостей должны собраться на прием в честь 90‑летия королевы Елизаветы II. Столы будут размещены под открытым небом — они протянутся на километр вдоль улицы Лондона Мэлл, что соединяет Букингемский дворец с Трафальгарской площадью. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Дополнительный повод поднять тост за здоровье ее величества не так давно обнародовала консалтинговая компания Brand Finance, оценившая стоимость монархии Британии как бренда. Как стало известно, что на протяжении последних трех лет эта цифра поднялась на 20 миллиардов — до рекордных 87 миллиардов американских долларов. С таким показателем в настоящее время не может соперничать ни единый бизнес-бренд мира, помимо технологического гиганта Apple, где стоимость бренда насчитывает 128 миллиардов долларов США, согласно рейтингу, той же Brand Finance.
Сравнение короны Британии с бизнесом не так уж условно. Стремительное повышение брендовой ценности монархии обусловлено в первую очередь поднятием стоимости активов, формально находящихся в собственности Елизаветы II. Прежде всего это затрагивает королевской недвижимости в Лондоне и по всей Великобритании, которая находится под руководством компании Crown Estate, чьи активы оценены в 13 миллиардов фунтов стерлинга (примерно 20 миллиарда американских долларов).
И хотя личной собственностью королевы это состояние не назовешь, реализовать компанию она не способна и получает только часть от ее дохода, — на протяжении последних дет Crown Estate зарабатывает все больше финансов как для монарха, так и для казны Великобритании. К примеру, в текущем году доход компании поднялся приблизительно на 7 процентов, до максимальных 285 миллионов фунтов стерлингов, а капитализация с 2005 года поднялась в два раза, до 11,5 миллиарда фунтов стерлингов.
Еще никогда монархия Британии не была так состоятельна, считают специалисты британского информационного агентства Reuters, которые оценили ее номинальное состояние на текущий день в 34,8 миллиарда американских долларов. С этим показателем королевская семья имела бы возможность войти в топ-20 самых состоятельных граждан мира. Например, «отец» социальной сети Facebook Марк Цукерберг владеет 33,4 миллиарда долларов США (16 строка в рейтинге Forbes), а собственник империи Louis Vuitton Moet Hennessy Бернар Арно располагает 37,2 миллиарда американских долларов (13 ступень).
Объем же личного состояния Елизаветы II, не так давно побившей максимальный срок пребывания на троне в истории Великобритании, гораздо скромнее и остается предметом споров и догадок все 63 года ее правления. По известиям рейтинга самых состоятельных британцев The Sunday Times Rich List 2015, королева имеет имущество на сумму 340 миллионов фунтов стерлингов (примерно 500 миллионов долларов США), а Bloomberg Billionaires Index оценил ее состояние в 425 миллионов долларов США.
При том, частично королеву оплачивает правительство государства, а значит, налогоплательщики Великобритании. Однако в обществе Британии в настоящее время практически отсутствуют дискуссии в отношении необходимости подобных расходов, рассказывает НВ исследователь монархии Британии Ноэль Кокс, до недавнего времени возглавлявший юридический факультет Университета Аберистуита (Уэльс).
«Затраты на монархию в самой же действительности относительно невелики в сравнении с теми доходами, которые она приносит», — говорит Кокс.
С королевского плеча.
Вряд ли кто‑либо из десятков тысяч гостей, ежедневно проходящих по Риджент-стрит, ведущей шопинг-магистрали Лондона, задумывался над вопросом, кому принадлежит большая доля строений на этой улице. Почти все они находятся в собственности компании Crown Estate. Доверенный ей пакет недвижимости и земель королевского двора — самый крупный в Великобритании. В него вошли, например, огромная часть строений в аристократическом районе Сент-Джеймс в центре Лондона, Большой Виндзорский парк, королевский ипподром в Аскоте, почти все земли береговой линии Великобритании.
И хотя весь доход компании с самого начала поступает в бюджет, эти финансовые средства (а точнее, 15 процентов от заработанного Crown Estate) — ведущий официальный источник доходов Елизаветы II. Именно из них власти главным образом создают Суверенный грант — что‑то вроде «заработной платы» королеве. Правда, эти финансовые средства она не использует в личных потребностях: деньги покрывают затраты на содержание Букингемского дворца и его персонала, а также официальные мероприятия с участием монарха. В текущем году количество Суверенного гранта составило максимальные 38 миллионов фунтов стерлингов, что на 22 процента больше, чем двумя годами ранее.