В Брюсселе начался новый этап переговоров между Великобританией и Евросоюзом. На переговорах сторонам предстоит определить, какую сумму Лондон заплатит за решение британских граждан о выходе из Евросоюза, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
Стартовал новый этап переговоров между Великобританией и Евросоюзом. Среди обсуждаемых тем значится рассмотрение вопроса о денежной сумме, которую Лондону придется заплатить за выход Великобритании из Евросоюза. По неофициальным предварительным данным, сумма составит от 30 до 110 миллиардов евро.
Для британских политиков, поддержавших в свое время инициативу о выходе страны из Евросоюза, вопрос стоимости этого решения имеет ключевое значение. Перед прошлогодним референдумом сторонники Brexit постоянно напоминали о высокой стоимости членства в Евросоюзе. Евроскептики обещали избирателям, что на взносах в бюджет Евросоюза Лондон сможет сэкономить большие суммы. Как и во многих других вопросах, реальность может несколько отличаться от агитационной риторики.
Через некоторое время после референдума чиновники Еврокомиссии начали обсуждать вопрос «платы за выход», поначалу сторонники Brexit в Лондоне отреагировали на это довольно жестко. Они заявили, что с момента выхода Великобритания не заплатит Евросоюзу не пенни. Сейчас наличие финансовых обязательств перед Евросоюзом британские чиновники признают, будет обсуждаться только сумма будущей выплаты.
Политики и пресса называют предстоящую выплату «счетом за Brexit», но в действительности речь идет не о разовой выплате, а о выполнении взятых на себя ранее Великобританией обязательств. В минувшие несколько лет британское руководство брало на себя обязательства по финансированию бюджета и разных совместных программ Евросоюза.
Временами довольно острые формы приобретает заочный спор на эту тему. Несколько дней назад глава британского МИДа и один из идеологов Brexit Борис Джонсон в парламенте заявил, что на требования Брюсселя о выплате 100 миллиардов евро лучшим ответом будет фраза «ага, размечтались». Вслед за коллегой-депутатом, комментируя финансовые претензии, Джонсон употребил английское выражение «go whistle», которое буквально можно перевести как «иди, свищи».
Несмотря на браваду, от собственных финансовых обязательств Британия уйти не сможет. Мишель Барнье, возглавляющий делегацию Евросоюза на переговорах с Великобританией, ответил британскому министру заочно, но довольно резко. Дипломат сообщил, что никакого свиста он не слышит, только тиканье часов. Видимо, имелось в виду, что времени на переговоры остается все меньше, но Лондон заинтересован в скорейшем переходе к обсуждению будущих торгово-экономических отношений с Евросоюзом.
Цена вопроса пока неизвестна.
В настоящее время трудно сказать, сколько денег еще потребует Евросоюз у Британии. В документе с указанием официальной позиции Еврокомиссии по этому вопросу говорится только о видах расходов, которые предстоит обсудить на переговорах. Несколько месяцев назад глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, отвечая на вопрос с предположением о том, что Великобритании придется заплатить за выход из Евросоюза около 60 миллиардов евро, отметил, что действительно речь идет о сумме такого порядка. Комментируя ситуацию, независимые экономисты называют разные суммы.
Вскоре после принятия британцами соответствующего решения исследование на тему стоимости выхода Великобритании из Евросоюза провел брюссельский экономический исследовательский центр Bruegel. В результате аналитики определили впечатляющий размер выплат. Вполне возможно, что выполнять собственные обязательства Великобритании придется на протяжении нескольких лет после выхода страны из Евросоюза, запланированного на март 2019 года.
Между крайними сценариями экономисты насчитали еще около 10 вариантов. Большой разброс объясняется тем, что сейчас нет информации о том, по каким статьям расходов будет платить Британия и на возвращение каких средств Лондон сможет рассчитывать. Непонятно даже, какая доля доходов и расходов европейского бюджета приходится на Британию.
С середины 1980 годов, после достижения соответствующей договоренности Маргарет Тэтчер, ежегодно Евросоюз возвращает Британии часть взносов в общую казну. Если учитывать возврат, та доля Британии в бюджете Евросоюза и его активов составляет 12 процентов, без учета на страну приходится 15,7 процента европейского бюджета и активов.
На первый взгляд кажется, что после выхода Британии из клуба стране больше не нужно платить членские взносы. Но дело в том, что кроме ежегодного бюджета в Евросоюзе действует семилетней бюджетный план, утвержденной на временной промежуток с 2014 по 2020 год, объемом более триллиона евро.
Это значит, что, несмотря на выход Британии из Евросоюза в марте 2019 года, еще почти на 2 года после этого события у Брюсселя уже расписаны доходы и расходы, включая долю в них Великобритании. За этот бюджетный план в Европарламенте и европейском совете голосовали также представители Великобритании.
В рамках утвержденного бюджета определено финансирование ряда программ на 5 лет после завершения его действия. Выплаты на программы, действующие до 2025 года, могут достичь 250 миллиардов евро. В своем документе, где указана позиция на переговорах, Еврокомиссия определяет сокращенный список статей, по которым предстоит рассчитаться Лондону и Брюсселю. Также сторонам нужно принять принципиальное решение о дальнейшей судьбе британской доли в имуществе Евросоюза.
Экономисты и политики соглашаются с утверждением о том, что в настолько сложном вопросе, как развод Евросоюза и Великобритании, при обсуждении финансовых вопросов одной только бухгалтерией вряд ли можно обойтись. Неизбежно принятие политических решений, кто кому и сколько задолжал за 40 с лишним лет совместной жизни.