В последние дни декабря эксперты пытаются понять, каким был для Украины 2016 год. Отбрасывая политические вопросы, способные затмить собой все остальные стороны нашей жизни, Укринформ сосредоточился на экономике и финансах.
Экономика начала расти.
Несмотря на все неблагоприятные условия, оптимистические прогнозы на 2016 год хоть и частично, но все-таки сбываются. По данным статистики, за первые десять месяцев на 13,7% увеличились объемы строительства. Сельское хозяйство по сравнению с аналогичным периодом 2015 года прибавило 2,8%. Успехи промышленного производства чуть скромнее – всего 1,9% роста. Но все же они есть. На фоне крушения украино-российских отношения этот результат также выглядит настоящим достижением.
По мнению аналитиков, для слабой украинской экономики такие цифры, мягко говоря, маловаты. Тем не менее, позитив уже в том, что страна наконец-то вышла из стремительного пике, начавшегося еще в 2008 году и усилившегося в 2014.
Радует сокращение инфляции. Если в 2015 году цены выросли на 43,3%, то в 2016 году, по предварительным данным, будет от 12 до 14%. Девальвация гривны также оказалась не слишком обременительной. Курс по отношению к американскому доллару изменился от 23 до 27. Не страшно. А международные резервы, там временем, выросли на 16%, достигнув 15,3 млрд. долларов.
Новый год встречаем с бюджетом.
Это – еще один приятный сюрприз от украинской власти. Законопроект о государственном бюджете вовремя внесли в Верховную Раду, депутаты успели принять его в декабре, а не после Рождественских праздников или ближе к весне, как это часто происходило раньше.
Впервые за последние несколько лет правительство предложило, в парламент утвердит существенное повышение минимальной заработной платы. По этому поводу было много споров и противоположных мнений специалистов. Однако факт остается фактом: минималка увеличивается вдвое. Причем, не к декабрю будущего года, а прямо с 1 января.
Противники такого решения указывают на что, что не все предприниматели могут «потянуть» такой скачок. Ведь нужно же еще и налоги посчитать. Кто-то обвиняет правительство Гройсмана в популизме и склонности принимать невзвешенные решения, последствия которых пока неизвестны.
С другой стороны, говорят, что высокая минималка лишь вытащит на белый свет значительную часть теневой зарплаты. А потому на потребительский рынок вряд ли попадет слишком много дополнительных денег и роста цен ожидать не стоит.
В остальном же бюджет похож за аналогичные документы прошлых лет. Доходы традиционно отстают от расходов – «дыра» составляет 70 млрд. грн. А это значит, что «допечатывать» деньги все-таки придется, что, несомненно, сохранит инфляционные процессы.
Зависимость от МВФ ослабевает?
В 2016 году сотрудничество с Международным валютным фондом, без кредитования которого ранее было немыслимо удержать на плаву финансовую систему Украины, носило немного странный характер.
Только в сентябре получили 700 млн. долларов заемных средств. До этого перерыв в финансировании составил около года. Но и сентябрьский транш оказался на миллиард меньшим, чем планировалось.
Как ни удивительно, гривна не завалилась, хотя в последние несколько лет ее стабильность находилась в жесткой зависимости от внешних займов, а МВФ – самый главный кредитор. Среди основных причин приостановки сотрудничества Украины и МВФ эксперты называют отставку правительства Яценюка.
Далее отложили пенсионную реформу, что также не понравилось чиновникам фонда. Поэтому четвертый транш, который ранее планировали получить в 2016 году, до сих пор так и не пришел. Но для украинской экономики и это не стало катастрофой.
Оздоровление или чистка?
То, что происходит в банковском секторе и на фондовом рынке Украины, также не может не беспокоить. В 2016 году продолжилась «чистка» банков, начавшаяся еще в 2014. В результате за все это время закрылось 87 банков. В 2016 году обанкротились 18. Еще три банка покинули украинский рынок, так сказать, по собственной инициативе.
По словам экспертов, динамика говорит о том, что процесс подходит к завершающей стадии. То ли регулятор уже всех «оздоровил», то ли «расстреливать» уже больше не кого?
Сюрпризом для многих стал приход в банковский сектор китайского инвестора, купившего Украинский банк реконструкции и развития. Учитывая слабость нынешней системы и привычку китайцев вести агрессивную политику, стоит ожидать изменений «правил игры».
На фондовом рынке Украины также боролись с фиктивными бумагами и мошенническими схемами. В частности, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку остановила работу 16 эмитентов. По мнению экспертов, украинские биржи часто используются для вывода средств за рубеж и других злоупотреблений.
Приватбанк и Одесский припортовый – два главных разочарования года.
В 2016 году планировали наконец-то приватизировать многострадальный Одесский припортовый завод. Повели два тендера, между которыми стартовая цена предприятия снизилась более чем в два с половиной раза.
Одесский припортовый можно было уже купить за 5,16 млрд. грн - это каких-то 200 млн. долларов. Аналитики называют такую цену бросовой, никак не отражающей реальную стоимость. Однако желающих стать владельцем «самого лакомого кусочка» украинской промышленности так и не нашлось.
А вот решение о приватизации Приватбанка стала не только разочарованием, но и шоком для миллионов украинцев, являющихся его клиентами. Банк называли системообразующим, а у него, оказывается, такие проблемы. Только из-за этого многие встречают Новый год с тревогой. Ведь неизвестно, какие сюрпризы готовит нам ближайшее будущее.