Закон «Об оккупированных территориях», который касается Южной Осетии и Абхазии, будет пересмотрен в Грузии. Об этом сообщил кандидат в министры по делам реинтеграции Паата Закареишвили. Политолог Закареишвили – соратник миллиардера Бидзины Иванишвили, и он является членом одной из партий, которая входит в коалицию «Грузинская мечта». Он также был назван в числе будущих членов правительства.
Будущий министр заявил, что закон должен существовать, но санкции должны быть сведены к минимуму, чтобы создать максимальные условия для передвижения населения, грузов и иностранцев в зоне конфликта. Он отметил, что закон, например, препятствует крестьянам, проживающим в приграничном Гальском районе Абхазии, ходить в соседний район Грузии, чтобы продать орехи.
В то же время Закареишвили добавил, что факт оккупации грузинской территории не подлежит сомнению.
Закон «Об оккупированных территориях» Грузия приняла осенью 2008 года, после окончания военного конфликта в Южной Осетии и признания этой республики и Абхазии с российской стороны. Документ называет эти регионы оккупированные Россией и устанавливает определенные ограничения, которые касаются экономической деятельности в Южной Осетии и Абхазии.
Соответственно с законом въезжать на эти территории можно только со стороны Грузии. Въезд со стороны России запрещается. Нарушителям закона грозит штраф или тюремное заключение.
Но с практической стороны, человека, который «незаконно» посетит Южную Осетию и Абхазию, можно будет привлечь к ответственности, если он попадет на грузинскую территорию и местные власти получат возможность его наказать.
Российский МИД выступал с критикой этого закона. Он даже призывал россиян воздержаться от путешествия в Грузию, так как там их могут подвергнуть «репрессиям».
Глава МИДа Грузии Григол Вашадзе отметил, что наказание тех, кто, например, ездил отдыхать в Абхазию, а потом поехал в Грузию можно считать полным «идиотизмом». Но в то же время, по словам Вашадзе, это является вынужденным ответом Тбилиси на решение Москвы признать Южную Осетию и Абхазию.
Кандидат в министры утверждает, что закон будет пересмотрен на основе консультаций с международными организациями.
Стоит отметить, что несколько месяцев назад государственный министр по вопросам реинтеграции Эка Ткешелашвили заявила, что Грузия не имеет намерений отказываться от закона «Об оккупированных территориях». Она добавила, что закон могут упразднить только после того, как указанные территории «деокупируют». Вместе с тем госминистр отметила, что страна, потерявшая 20 процентов территории, может себе позволить иметь специфичный закон, направленный на искоренение подобной проблемы. Пока в Грузии будет оккупация, сказала Ткешелашвили, будет существовать необходимость внедрения соответствующих правовых рамок.
Российский МИД неоднократно выступал с критикой грузинского закона «Об оккупированных территориях».
Грузино-абхазский конфликт является этнополитическим конфликтом между центральной властью Грузии и руководством автономной республики Абхазия. В более широком смысле – это один из проявлений геополитического конфликта в кавказском регионе, который обострился в конце двадцатого века из-за распада СССР. Обострение ситуации в Абхазии произошло в августе 2008 года.
Противостояние между Тбилиси и Цхинвали своими корнями уходит в далекое прошлое. Зачатки конфликта проявились еще в 20-х годах двадцатого века, после того, как Южную Осетию волевым путем передали в состав Грузии.
Югоосетинский конфликт – это этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия, который длится с конца 1980 годов по настоящее время. Обострение осетино-грузинских отношений вызвала резкая активизация национальных движений в последние годы существования СССР и стремление малых народов к образованию независимого государства и повышению своего статуса. Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад Советского Союза.