До конца текущего года, в соответствии с решением руководителей грузинской телекомпании «Имеди» («Надежда»), будут прекращены показы ток-шоу политической тематики «Реакция» и «Имедис квира». Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров «Биржевой лидер» отмечают, что владельцем «Имеди» был уже покойный бизнесмен Бадри Патаркацишвили.
В официальном заявлении пресс-службы руководства канала отмечается, что снятие политических шоу с программы связано с планами поменять формат, а для полной реорганизации нужно определенное время. К таким пояснениям представители грузинских политических и общественных кругов отнеслись без доверия, начали распространяться слухи о том, что власти страны намерены взять под контроль авторитетные средства массовой информации в связи с тем, что приближаются выборы в парламент. Они будут проведены уже осенью текущего года.
Менее чем месяц назад общество Грузии стало свидетелем скандала, связанным с телекомпанией «Рустави-2». В судебных инстанциях один их его экс-собственников требовал, чтобы телекомпания была возвращена ему, поскольку он был вынужден продать «Рустави-2» в связи с сильным давлением властей. Еще до того, как было вынесено решение, суд постановил наложить арест на всю недвижимость «Рустави-2». При этом компания не имела прав на оформление кредита в банках, давать в кредит что-либо, а также осуществлять какую-то иную хозяйственную деятельность. Несмотря на то что компания все еще продолжает свою работу, совсем несложно представить себе, как идет эта работа, поскольку «Рустави-2» оказалась в неопределенном состоянии.
И вот теперь стало известно о том, что еще один весьма рейтинговый канал принял решение неожиданно прекратить выпуск всех политических программ. Принимая во внимание историю «Рустави-2», общество начало очень много вопросов. Понятно, что стремление собственников телеканала не может не вызывать одобрение, но какой смысл начинать реорганизацию вещания со снятия с эфира двух программ, имеющих самый высокий рейтинг?
Представители оппозиции в лице как внепарламентской, так и бывшей при власти партии «Единое национальное движение» (ЕНД) выдвинули свои обвинения правительству и непосредственно олигарху Бидзине Иванишвили. Как известно, он не занимает никакой высокой должности. И вот его обвиняют в том, что он хочет взять под свой непосредственный контроль средства массовой информации, дабы получить желаемую победу на ближайших осенних выборах. Примечательно, что такая же позиция отмечается и у части общественности, у которой наблюдаются оппозиционные взгляды.
Комментируя ситуацию, которая сложилась с «Рустави-2», власти все сваливают на решение суда: мол, как решит Фемида, так тому и быть. Какое-либо отношение к процессу реорганизацию «Имеди» власти Грузии категорически отрицают. Однако часть представителей правящей партии «Грузинская мечта» выразили одобрение решению руководителей «Имеди». Все ток-шоу, которые уже закрыты, были награждены нелицеприятными эпитетами. Политические круги Грузии считают, что единственное, чем занимались все участники, – это предъявляли друг другу и властям страны необоснованные обвинения.
Работники закрытых телепрограмм на страницах соцсетей уже успели назвать себя жертвами политических преследований, а властям предъявили обвинения в покушении на свободу слова. Любую критику руководители телекомпании отрицают, а теперь уже бывших сотрудников просят сохранять честь. Такие разные точки зрения не позволяют точно разобраться в том, что происходит в «Имеди».
Сложная ситуация с «Имеди».
С точки зрения логики, если на «Рустави» и могло совершаться какое-либо давление, поскольку в работе телеканала откровенно просматривалась позиция ЕНД, то в работе «Имеди» какой-либо оппозиционной риторики не замечалось. В программах могла звучать критика по отношению к властях, но сказать, что она была такой уж существенной, нельзя. Но если появится необходимость, «Имеди» вполне может вступить в борьбу с «Рустави-2», который никогда не упускал возможность раскритиковать власти. Здесь даже не идет речь о том, что «Имеди» как-то зависит от руководства Грузии. Все обстоятельства сложились так, что они совместно действуют против партии ЕНД, которая ранее находилась при власти.
Причины, по которым власти не хотят допустить на политическую арену националистов, вполне понятны. Ранее «Имеди» уже страдал от ЕНД, которая хотела и прекратить работу телеканала, и даже отобрала его у покойного Бадри Патаркацишвили, и заставляла продать компанию иному собственнику, политика которого была бы более приемлемой. При ГМ «Имеди» был возвращен законным владельцам, которыми являются члены семьи Патаркацишвили, у которой отсутствует всякий интерес к тому, чтобы вести линию по отношению к тем, кто способствовал восстановлению ее прав на телекомпанию. Причем плата за это была весьма символической – всего один лари.
Грузинский президент Георгий Маргвелашвили заявил, что его беспокоит ситуация, которая сложилась на главных телеканалах. В тексте своего «чрезвычайного заявления» глава Грузии сказал, что необходимо придерживаться основ демократического государства. А глава парламента Давид Усупашвили в своих словах был более сдержанным. Он пожелал средствам массовой информации быть более самостоятельными в проводимой ими политике.