Даже несмотря на успех «Грузинской мечты», на сегодняшний день существует реальная угроза раскола политпартии по коалициям. У этой политсилы отсутствует не только лишь идеология, но еще и реальный лидер и вполне внятная внешнеполитическая риторика, что могли бы послужить фундаментом объединения, отмечает «Газета.ру».
Партийное строительство.
Даже несмотря на то, что передача госвласти в Грузии всегда проходила с большими потрясениями, между «Единым национальным движением» и «Грузинской мечтой» сложилась вполне здоровая конкуренция, которая обеим партиям во многом помогла выкристаллизовать собственную политическую повестку. Политпартии могли не сильно различаться в своей риторике, но их разделяло оппонирование друг другу. Можно даже сказать, что для ГМ Саакашвили стал причиной объединения — острое нежелание видеть его во главе страны было сильным фактором для сплочения.
Но всеобщей нелюбви к конкретно взятому политику оказалось явно недостаточно для организации стабильной работы. Сразу после победы на парламентских выборах ряды ГМ начали покидать достаточно яркие персоны высшего грузинского истеблишмента. В 2013 году первым стал основатель и финансовый донор политпартии — Б. Иванишвили. «Иванишвили — это в наше время неформальный лидер как политпартии, так и страны, его уход с поста премьера был обусловлен тем, что это ответственность, — говорит замглвы Института стран СНГ В. Евсеев. — Иванишвили была неудобна такая ответственность, проще других обвинять в нерешении проблем, оставаясь при этом неким неформальным лидером».
Уход Иванишвили еще и положил начало целой череде демаршей. В мае текущего года «Грузинскую мечту» решил покинуть ее экс-исполнительный секретарь А. Ахвледиани, выступавший с резкой критикой именно в адрес партии: «Она способна похоронить грузинскую демократию по причине нежелания избавляться от т. н. «старых крокодилов». Под ними Ахвледиани, как считают эксперты, скорее всего понимал Г. Вольского, ближайшего советника Иванишвили, отвечавшего за нынешнее урегулирование территориальных конфликтов в Грузии.
В «Мечте» сильно разочаровались не только лишь прозападные, но и многие пророссийские деятели. В мае нынешнего года партию покинул Т. Мечиаури, хорошо известный своими крайне непримиримыми взглядами касательно Запада. В парламенте
Г-н Мечиаури занимал достаточно важный пост председателя финансово-бюджетного госкомитета. Мечиаури вскоре создал свою политпартию под названием «Тамаз Мечиаури — За единую Грузию».
Для Г. Кашашвили из «Кавказского дома» все происходящее носит вполне закономерный характер: «Эта дезинтеграция тем объясняется, что цели политпартии изменялись. Если сравнить 2012 и 2016 год, то цели известного негласного лидера Иванишвили совпадали не всегда с целями всех сил, что входят в ГМ. На протяжении трех последних лет сохранялось единство, но вот за год до выборов началась реальная коллизия внутри партии. Основная цель 2016 года — это консолидировать саму ГМ. Подобная консолидация оказалась бы невозможной, если бы вместо единой политпартии на выборы вышли бы только коалиции».
В. Евсеев из из известного Института стран СНГ считает, что в сложившихся взаимоотношениях Грузии с ЕС и США настала сейчас некая неопределенность. Непонятно совсем, готова ли Европа сегодня помогать Грузии при наличии собственных проблем в виде Brexit и активного подъема евроскептиков. Отношение новоиспеченной администрации Белого дома к государствам постсоветского пространства также неясно. «Проблема заключается в том, что Грузия нужна ограниченно, — считает г-н Евсеев. — Она Штатам нужна в военном сотрудничестве, но это никак не означает сотрудничества именно в экономической сфере, на которое так желает выйти «Грузинская мечта». Выход для Грузии — именно в региональной кооперации, такой как активная помощь в строительстве большого транспортного коридора «Север — Юг», который обеспечивал бы процесс товарооборота России с Турцией».
Эксперты едины во мнении, что выбор официальной внешнеполитической позиции для ГМ сильно сейчас зависит от того, как себя поведет Д. Трамп. Н. Гегелашвили из престижного Института США и Канады ожидает сигналов после 20 января следующего года: «Это не обязательно станет приглашение в НАТО, но вот администрация Трампа продемонстрирует собственное желание сотрудничать или же вообще не сотрудничать». Ответ на заданный вопрос о том, есть ли в Грузии на данный момент партия, способная конкурировать с упомянутой «Грузинской мечтой», среди экспертов остается однозначным. К новому избирательному циклу ЕНД (партия г-на Саакашвили) и политпартия «Тамаз Мечиаури — За единую Грузию» смогут составить серьезную конкуренцию для нынешних триумфаторов, отмечает издание "Биржевой лидер".
Пока у «ГМ» на руках 2 козыря:большинство в парламенте и неплохо отработанный весь первый срок. Но этого недостаточно, так как среди партийной элиты встал запрос на четкий курс политпартии на внешнеполитической арене. При этом дальнейшее выстраивание партийной риторики зависимо от влияния внешней конъюнктуры вряд ли сможет обеспечить абсолютную победу в новом избирательном цикле. Избирателя «ГМ» волнует экономическое развитие страны, а не дипломатические рукопожатия.