После довольно напряженных дискуссий между политпартиями Южной Осетии политический совет при президенте республики опубликовал вариант договора о союзничестве с Российской Федерацией, согласно которому южноосетинские таможенные органы и вооруженные силы войдут в состав российских. Относительно вхождения самой республики в состав Российской Федерации речь не идет. По мнению большинства экспертов в нынешней геополитической ситуации, это невозможно.
В среду политсовет при президенте Южной Осетии согласовал проект договора об интеграции и союзничестве с Российской Федерацией. Вышеуказанный предварительный договор в четверг опубликовало информационное агентство республики под названием «Рес». «Данный документ был предоставлен Российской Федерацией, однако учел предложения с которыми выступила южноосетинская сторона», - отмечается в сообщении.
Также договор будет обсуждаться и совместной рабочей группой, персональный состав которой политсовет предложил определить лидеру республики Леониду Тибилову.
Стирание границ и военное объединение.
Согласно данному договору, Южная Осетия и Россия будут вести согласованную внешнюю политику, а также сформируют единое пространство безопасности и обороны. Функции по обеспечению безопасности Южной Осетии, в частности охрану границ, будет осуществлять Российская Федерация. Органы госбезопасности и ВС Южной Осетии войдут в состав российских спецслужб и вооруженных сил. С порядком объединения предлагается определиться не позднее чем через шесть месяцев с даты подписания договора. Любое нападение на любую из сторон будет расцениваться как нападение и на другую, однако решение относительно применения вооруженных сил на южноосетинской территории должно согласовываться с президентом республики. Также вышеуказанный документ должен облегчить передвижение товаров и людей между Южной Осетией и РФ - границы будут упразднены, а южноосетинские таможенные органы войдут в систему российских таможенных органов.
Согласно проекту договора, РФ должна будет определить дополнительные меры для упрощения процесса приобретения южноосетинами гражданства России без отказа от гражданства кавказской республики. Также договор принесет и материальные выгоды южноосетинским гражданам. Согласно документу, при поддержке РФ республика обязуется поэтапно поднимать среднюю зарплату работникам муниципальных и государственных учреждений, а также пенсии до уровня оплаты в Северо-Кавказском федеральном округе.
Помимо этого, Российская Федерация обязуется оказывать помощь Южной Осетии в развитии науки и образования. Договор предлагается заключить сроком на 25 лет с возможностью автоматической пролонгации на последующие десять лет.
На прошлой неделе Давид Санакоев, министр иностранных дел, лидер политсилы «Новая Осетия», предложил собственный проект, который, аналогично с подписанным между Абхазией и РФ в прошлом году договором об интеграции и союзничестве, предусматривал создание с РФ единого контура внешней обороны без объединения силовых структур республики с российскими. Однако выступление Санакоева раскритиковал Анатолий Бибилов, лидер ведущей политсилы «Единая Осетия».
Оптимальный вариант для нынешней ситуации.
Проект договора, который был опубликован в четверг, практически повторяет вариант, ранее предложенный партией Бибилова. Вышеуказанный вариант имеет существенные отличия от того, что предлагал Санакоев. Опубликованный вариант договора будет частично дорабатываться в ходе обсуждения между Южной Осетией и РФ, однако в целом он полностью устраивает Кремль. Модель, предложенная Санакоевым, стала для РФ неожиданностью, в Кремле считают ее нереалистичной: у Южной Осетии попросту нет сил, достаточных для создания группировки. «Предложенный вариант является наиболее оптимальным, поскольку Южная Осетия готова стать территориальной частью России, однако в Москве понимают, что это нереально, поэтому договор предусматривает весьма глубокую интеграцию. Санакоев может заплатить за свое выступление своей должностью», - отмечает источник близкий к Кремлю.
Последний вариант в большей мере отвечает сложившимся реалиям в отношениях между Москвой и Цхинвалом, чем вариант Санакоева. Соответствующее заявление сделал Александр Караваев, заместитель гендиректора Центра по изучению общественных и политических процессов на постсоветском пространстве МГУ. По его словам, Южная Осетия не обладает необходимыми финансовыми и кадровыми ресурсами для осуществления модернизации, а доработанный вариант, предложенный российской стороной, позволит более эффективно провести модернизационные процессы. «Предлагаемая модель интеграции уникальная - прямых аналогий с Абхазией, Приднестровьем или какими-либо другими регионами постсоветского пространства провести невозможно. Южная Осетия не сможет раствориться как российский субъект и сохранит возможность полноценной независимости», - отмечает он.
Также, по словам эксперта, в 2008 году не было необходимости в ее вхождении в состав РФ, а потом Кремль не был готов нести геополитические издержки от этого шага. Грузия, в свою очередь, против подписания договора между Россией и Южной Осетией, она считает его грубым нарушением международных прав. Ранее представители внешнеполитического ведомства Грузии заявили, что вышеуказанный документ направлен на аннексию территорий государства. «Российская Федерация фактически «проглотит» всю Южную Осетию, в то время как власти Абхазии изменили проект собственного договора таким образом, чтобы сохранить определенные элементы своего суверенитета. Для южноосетинских элит текст договора является выгодным, ведь он дает возможность сохранить номинальную независимость и при этом сблизиться с РФ», - отмечает эксперт Томас де Ваал.