Мало кто сейчас сомневается в том, что главе Армянской Республики Сержу Саргсяну удалось сохранить свой пост. Несомненно, в самом скором будущем людей, захвативших полицейский участок в Ереване, схватят. Впрочем, никакого другого выбора у властей страны не остается. Согласиться на условия, выдвинутые радикальной оппозицией, господин Саргсян мог только в одном случае – если бы захват вызвал общенациональное восстание. В создавшейся же ситуации возникает риск произвести на свет прецедент, который может в перспективе разрушить государство. Это, в частности, создает угрозу стабильности и на уровне регионов страны.
Тем не менее совершенно очевидно, что власти не смогут удовлетвориться только ликвидацией имеющейся сейчас проблемы. Несомненно одно – положение в Армении далеко от идеального, иначе бы оппозиционеры не отважились на захват заложников. Они наверняка рассчитывали на то, что их поддержат широкие слои населения. В противном случае поступать столь радикальным способом они бы не осмелились. Недовольство властями в народной среде продолжает в Армении расти, именно на всплеск его и надеялись радикалы, захватившие заложников и полицейский участок.
Известно, что на протяжении последних двух десятков лет цены на аграрные продукты, введенные монополистами, остаются низменными, невзирая на инфляционные процессы. А на фоне этого продовольствие продолжает регулярно дорожать, многие жители сельской местности принимают решение отказаться от основной детальности и поискать себе занятие более доходное и не такое трудозатратное. Это все свидетельствует о том, что в сельскохозяйственной сфере происходят некие тревожные процессы, говорящие о нездоровости ситуации, там сложившейся.
В то же время мелкие и средние предприятия частной формы собственности вынуждены закрываться, так как не имеют возможности выплачивать непосильные налоги государству и неофициальную дань фискальным чиновникам. Другие же продолжают сохранять бизнес, однако не ведут никакой деятельности. Это является поводом задуматься – не слишком ли много требует государство от частного предпринимательства. Проводимых реформ в фискальной отрасли недостаточно для того, чтобы бизнес вздохнул свободно. Налоги все еще слишком неподъемны для хозяйствующих субъектов. При этом огромное количество граждан Армении вынуждено перебираться за рубежи страны для того, чтобы найти там более приличный заработок. В то же время немало их не уезжают только по одной причине – им просто не хватает денег на проезд. Это является очевидным следствием общего кризиса политической системы Армении. Также резонанс в армянском обществе несомненно вызвали и данные, согласно которым Ереван в ближайшей перспективе намерен сдать Азербайджану некоторые территории, находящиеся в буферной зоне, окружающей Нагорнокарабахский регион. Все это вместе и является той почвой, пригодной для возникновения массового протестного движения против ныне действующего режима.
Власти должны начать работать над решением актуальных проблем.
В целом обо всех проблемах, изложенных выше, в Ереване несомненно знают. В частности, глава страны, рассуждая о положении, сложившемся в армянской столице признавал, что все вышеизложенное существует в реальности. Однако одной констатации этого факта не хватит для того, чтобы найти выход. Несомненно, нынешний глава республики получил власть в не самый легкий период для Армении. Он победил на президентских выборах 8 лет назад, однако не все силы в стране признали его право на должность. Его приход к власти проходил на фоне масштабных волнений масс, приведших к человеческим жертвам.
Саргасян, с самого начала исполнения обязанностей главы страны, вынужден был противостоять многим, кто хотел у него власть отнять. Проблему усугублял также и имевшийся тогда глобальный финансовый кризис. Мировая рецессия сильно ударила по экономической активности в стране. Вслед за обрушением национальной экономике возник и политический кризис. В итоге под сомнение были поставлены идеи многовекторной политики. В результате многие зарубежные игроки потребовали от Еревана определится в своих предпочтениях. Однако политический истеблишмент Армении сделать этого однозначно не смог.
Как известно, с приемом Армении в Евразийское экономическое сообщество возникла заминка. Причиной тому стало то обстоятельство, что глава Казахстана предлагал урегулировать Нагорнокарабахский конфликт в согласии со сценарием, более отвисающим интересам Азербайджана. Это и обусловило его низкую эффективность. Тем временем в Ереване стали активно выполнять все требования, содержащиеся в договоре о европейской ассоциации. В итоге, в Российской Федерации сочли такое поведение Еревана противоречащим статусу стратегического партнера. В конечном результате Армения все же была принята в члены Евразийского Союза. Однако сейчас мало кто из простых граждан ощутил улучшение ситуации в этой связи.
В результате власти Армении стали восстанавливать сотрудничество с Европейским Союзом, несомненно с санкции Российской Федерации. О том, что прогресс в этом направлении власти страны смогли обеспечить, было сообщено не так давно, однако мало кто обратил на это внимания – все СМИ наблюдали за развитием ситуации в Ереване. Также прошла незамеченной информация о подписании соглашения с Баку, которое предполагает введение в зону нагорнокарабахского конфликта дополнительных наблюдателей от ОБСЕ. В то же время властям страны еще только предстоит решить огромный массив проблем, мешающих Армении развиваться. Но сейчас это стало вопросом выживания для правящего класса.