После 15 суток захвата здания полка ППС группа «Сасна црер» решила сложить оружие и сдаться. Эту информацию подтвердили в Ереване представители Службы национальной безопасности страны. Один из представителей «Сасна црер» Варужан Аветисян заявил, что группа считает восстание завершившимся. И люди решили сложить оружие, чтобы избежать кровопролития, так как уступок со стороны власти нельзя было ожидать, отмечают эксперты раздела «Новости Армении» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Но может ли что-нибудь измениться после действий оппозиционеров? Свою точку зрения относительно дальнейшего развития ситуации высказал философ Владимир Мацкевич в ходе беседы с корреспондентами издания «ЕвроБеларусь».
В первую очередь эксперт коснулся радикальных мер «Сасна црер». Он охарактеризовал действия оппозиционных сил как свидетельство серьезного напряжения в стране. Что касается инициативы группы выразить недовольство именно этим путем, то философ призвал проникнуть в сложившуюся в Армении ситуацию, которая точь-в-точь повторяет события в Украине, Беларуси и иных странах постсоветского пространства. И ситуация стала накаляться в Армении после того, как обострилась ситуация в зоне карабахского конфликта.
Серж Саргсян, приходя к власти, продолжил развивать сотрудничество с Россией ради безопасности страны на фоне обостренных отношений с Азербайджаном. Кандидата в президенты изначально выбрали демократическим путем. Но с течением времени стало понятно, что демократия начала забываться в стране, подчеркивает Владимир Мацкевич. В Армении не осталось ни одной четко сформированной оппозиционной партии. Все лидеры были вынуждены забыть о своих интересах из-за деятельности действующей власти. Мацкевич считает, что на сегодняшний день парламент в Армении вовсе не представляет собой демократический институт.
В стране сейчас редко можно встретить свободные СМИ, но параллельно с этим там усиленными темпами развивается российская пропаганда, подчеркивает философ. Но прежде всего армян беспокоит тяжелая экономическая, социальная и политическая ситуация в стране. Общество находится в постоянной напряженности из-за безвыходной ситуации. И если у людей нет возможности выразить свое недовольство демократическим путем, то им не остается ничего, кроме радикальных мер. Армяне применяют оружие только для защиты своей родины и ни разу не пользовались им в мирной жизни. Но действия «Сасна црер» показали, что армяне оказались действительно в безвыходном положении, когда страна не допускает никакие демократические пути разрешения ситуации, отмечает философ.
Люди решились на крайние меры, не имея никаких надежд. И самое интересное то, что преобладающая часть армянского общества вышла на защиту действий «Сасна црер». Это значит, что каждый армянин глубоко в душе понял и поддержал радикальные меры вооруженных людей. Люди начали устраивать митинги в защиту оппозиционеров. Но сотрудники полиции, опасаясь объединения митингующих с группой «Сасна црер», предпринимали любые попытки по разгону мирных, дисциплинированных активистов. Отметим, что каждый раз после этого противостояния СМИ сообщали не только о десятках задержанных, но и о серьезно раненых активистах. Философ рассказывает, что когда и это не остановило людей, то против митингующих вышли «титушки», представляющие собой полукриминальные группы, имеющие тесные связи с действующим режимом.
Мацкевич в своем интервью признался, что режим Саргсяна тесно связан с криминальными авторитетами, поэтому при малейших проблемах авторитеты и уличные банды начинают решать политические вопросы. Причем ни «Сасна црер», ни мирные митингующие не прибегали к насилию ради защиты своих целей. Однако власть не побоялась проявить насилие в отношении народа, чтобы подавить любые попытки протестов. И подобная ситуация наблюдается в стране не первый раз.
Единый армянский народ готов всегда сплотиться и выступить в защиту своих интересов, отмечает эксперт. Так, в июле 2015 года армяне вновь начали протестное движение из-за обостренной экономической ситуации в стране. Люди требовали не повышать тарифы на электроэнергию. В конце концов правительство обещало пойти на уступки. Оно начало субсидировать размер повышенных тарифов на электроэнергию. Но вот ровно через год власти снова заявили о повышении тарифов на электричество. Значит ли это, что власти не готовы слушать требования армянского народа? Значит ли это, что у армян нет права демократическим путем добиться справедливости? И наконец, значит ли это, что любые попытки выразить недовольство будут подавлены проявлением насилия?
Все это пока вопросы, на которые нет однозначного ответа. Но важно то, что атмосфера в армянском обществе накалена до предела. И несмотря на многочисленные задержания и аресты, нельзя исключить очередное восстание в стране.
Владимир Мацкевич, в свою очередь, видит особую роль России в данном процессе.