Начавшийся еще 17 июля захват здания полка ППС в Ереване наконец-то завершился. Группа «Сасна црер» добровольно сдалась сотрудникам правоохранительных органов, чтобы предотвратить кровопролитие в стране. Полиция сразу же задержала двадцати членов вооруженной группы. Изначально власти обещали, что рассмотрят их как военнопленных, но впоследствии Служба национальной безопасности Армении охарактеризовала группу как террористическую.
Напомним, что «Сасна црер» ворвались в здание полка ППС. В ходе противостояния был убит один полицейский, а несколько правоохранителей были взяты в заложники. Переговоры об освобождении заложников длились долго.
Примечательно, что многие в армянском обществе не стали осуждаться радикальные меры мятежников, а наоборот, вышли на улицы, чтобы поддержать их. Лидерами «Сасна црер» выступали Павлик Манукян и активист Варужан Аветисян. Мирные митингующие требовали от власти е судить активистов «Сасна црер». Но постоянно между сотрудниками полиции и мирными митингующими возникало противостояние.
Активисты, как и члены «Сасна црер» заявляли, что они стремятся изменить сложившуюся ситуацию в стране, искоренить коррупцию и добиться развития экономики и социальной сферы страны.
Участники митингов отмечали, что со дня Независимости Армении в стране не было законных выборов и единственный метод преобразить все – это достичь смены власти. Митингующие поддерживали «Сасна црер», понимая, что они пошли на отчаянный шаг из-за безысходности. Многие отмечали, что мятежники просто пожертвовали своей жизнью ради достойного будущего армян.
Митингующие в свою очередь выходили на улицы Еревана в знак борьбы за справедливость. При этом изо дня в день число участников акции протеста все увеличивалось. Многие были уверены, что действия «Сасна црер» стали искрой для побуждения армянского общества. Тем самым мятежники «Сасна црер» стали символом «борьбы с режимом».
В первую очередь активисты требовали перемен в стране. Они хотели искоренить коррупции, предотвратить деятельность олигархов, достичь экономической свободы. Просто люди желали достойной жизни. В ответ на эти требования власть не произносила ни слова. Президент в течение двухнедельного захвата прервал молчание всего раз, призвав сложить оружие захватчикам.
Оппозиция объясняла это тем, что власти попросту растеряны, к тому же они не хотят «общаться с народом».
Сложившаяся ситуация напомнила многим аналитикам Майдан в Киеве, отмечают корреспонденты русской службы «Би-би-си». Однако некоторые эксперты нашли общие черты с событиями в Ереване 1 марта 2008 года. Напомним, что тогда в ходе массовых акций протестов также началось противостояние с полицией, в ходе которого погибли 10 человек. А у многих возникла ассоциация с «арабской весной».
Люди в социальной сети Facebook активно выступали против власти. Однако в реальности армянское общество не смогло определиться, как идти дальше. Многие предпочитали не присоединяться к митингующим, а проводили время как обычно. Поэтому, не получив достаточной поддержки, «Сасна црер» решила сдаться. Но многие армяне считают мятежников настоящими героями, которые проведут свои годы в тюрьме ради будущего своей родины.
Многие надеются, что им не грозит тюрьма. Многие уверены, что эти события подтолкнут к изменению политической ситуации в стране.
И вот, «Сасна црер» сдались. Противостояние закончилось. Митинги на улице Еревана немногочисленны. Основная причина в том, что многие оппозиционные лидеры сейчас задержаны, их обвиняют в организации массовых беспорядков. Поэтому активистам просто нет возможности идти вперед, так как у них нет предводителя.
Конечно, «Сасна црер» сдались. Но это не значит, что недовольство армянского общество исчезло. Так же как и вчера, сегодня армяне также недовольны уровнем коррупции в стране, неблагоприятной ситуацией в экономике. Но больше всего армян волнует то, что в стране зафиксирован большой отток населения. Из-за неблагоприятных социальных условий, из-за отсутствия рабочих мест и просто из-за безысходности в стране многие решаются покинуть страну.
И вот, вечером, 1 августа, вновь прервал свое молчание президент Армении Серж Саргсян. Он уверил, что сделает все для ускорения процесса реформ в стране. Но стоит ли верить обещаниям и стоит ли ждать серьезных перемен? Станет ли армянское общество свидетелем реальных перемен или можно снова думать о затянувшемся кризисе?