Еще две недели назад Никол Пашинян был лишь самым шумным представителем оппозиции, которая пребывала на галерке политической жизни Армении. Сегодня же он – лидер победившей «бархатной революции». Во вторник, 23 апреля, он, отвечая на вопросы журналистов, заявил: «Мы готовы возглавить страну». Так кто такой Никол Пашинян – всего лишь полевой командир революции или перспективный политик? В этом вопросе попыталась разобраться Би-би-си.
За полмесяца Пашинян достиг того, к чему стремился 12 предыдущих лет – убрать с политической арены Сержа Саргсяна. Парадоксально, но раньше Пашинян боролся с премьером-президентом Саргсяном всегда в коалиции с другими оппозиционными силами – и поигрывал, а в апреле 2018 года вышел против новоизбранного премьер-министра один на один – и победил.
Однако смещение Саргсяна – всего лишь первый шаг. Чтобы «бархатная революция» победила, нужно сломать выстроенную им политическую и хозяйственную систему страны. А это намного тяжелее, чем вывести на улицу десятки тысяч своих сторонников и противником правящего режима, ведь нынешние политические элиты Армении будут стараться сохранить все по-прежнему, хоть и без Саргсяна. Пашинян это понимает, поэтому и признает, что «революция только началась».
42-летний Пашинян половину своей сознательной жизни провел в подполье, на баррикадах или в застенках. В камуфляже и бейсболке небритый и лысеющий революционер хорошо смотрится на митинге, но не парламентской трибуне или в кабинете VIP-чиновника. Главным препятствием к тому, чтобы считать Пашиняна политиком, является отсутствие серьезной политической силы, поддерживающей его. Победу «бархатной революции» обеспечили не его политические сторонники, а беспартийная молодежь, которая не хочет вступать во взрослую жизнь при закоснелом режиме.
Армению наверняка ждут досрочные парламентские выборы, ведь в Национальном собрании преобладают сторонники Саргсяна. Сможет ли Пашинян за столь короткий срок объединить вокруг себя политические силы и молодежь, которая фактически никак не представлена в нынешнем парламенте и политической жизни страны? В одиночку ему не перебороть существующий политический режим, поэтому ему нужно в кратчайшие сроки объединить разрозненные силы оппозиции под одним знаменем ради большинства в парламенте. Справится ли? Только будущее покажет.
Пашинян всегда говорил, что идеалом политика для него является Нельсон Мандела, который после свержения режима апартеида в Южно-Африканской Республике посвятил себя объединению расколотой нации. Армянский революционер всегда проповедовал ненасильственные формы борьбы. И даже в самые кульминационные моменты «бархатной революции» он избегал воинственной риторики в своих выступлениях перед протестующими согражданами.
Исполнительный директор Общественного радио Армении Марк Григорян предположил: «Логика бархатных революций заключается в том, что тот, кто ее совершил, и должен взять на себя ответственность за страну. Логика требует, чтобы Никол Пашинян сейчас был у власти и возглавил Армению. Возможно, он захочет эту логику изменить». Может быть, Пашинян, который не раз заявлял об отсутствии у него президентских или премьерских амбиций, согласится на важную, но не основную роль в послереволюционной Армении, резюмировали эксперты, опрошенные Би-би-си.