В одной только Гомельской области около 90 тысяч жителей трудоспособного возраста не имеют официальных источников дохода. При этом, как отмечают в налоговой инспекции, многие из этих обездоленных граждан, не имеющих за душой «ни гроша», при ближайшем рассмотрении оказываются очень даже состоятельными людьми.
Отсутствие официальной занятости вовсе не означает. что человек бедствует и живет за счет сострадательной родни или на милостыню добрых людей. Это всего лишь говорит о том, что человек не заинтересован работать в публичной сфере, предпочитает заниматься бизнесом, или работать «в тени». Зачастую — не по своему желанию.
Некоторые такие случаи выявлены в ходе исследования доходов и расходов граждан и в результате «точечных проверок», проводимых территориальными органами налоговой инспекции.
Ловись рыбка маленькая и большая …
Прошлой весной сотрудники ИМНС по Советскому района Гомеля проявили интерес к секрету роста благосостояния безработного гражданина, который, не занимаясь бизнес-деятельностью, за два года приобрел 3 дорогие иномарки – БМВ Х5. Помимо того, умудрился занять знакомым в общей сумме 44 тысяч долларов.
Изучая этот пример «чудесного» обогащения, инспекторы истребовали декларацию о доходах и имуществе. Безработный мужчина указал в ней, что сам он живет в долгах, поскольку должен 50 000 евро неким граждан Российской Федерации.
Гомельчанину показалось, что такого объяснения достаточно, чтобы дотошные инспекторы оставили его в покое. Россия велика и кто там будет кого искать. Обманулся. В управлении Федеральной налоговой службы РФ по Брянской области на запрос гомельских коллег ответили, что факт предоставления займов не подтвердился. После получения такого ответа налоговиками был исчислен и вменен к оплате подоходный налог на сумму свыше 25 миллионов белорусских рублей. Как довесок - привлечение к административной ответственности и наложение штрафа.
«Заграница нам поможет!» Опыт британских налоговиков.
С неплательщиками борются не только в бывшем СССР. Налоги не желают платить даже в самых продвинутых демократиях. Служба Ее Величества по налогам и таможне (HMRC), аналог и коллеги наших налоговых инспекций, пошли даже дальше в этом деле и стали публиковать в сервисе Flickr фотографии людей, уклоняющихся от налогов.
В альбоме HMRC’s Most Wanted («Их разыскивает налоговая») имеются досье на 20 человек (не густо для Англии) , чья вина в уходе от налогов или мошенничестве доказана судом Британии. Эти 20 человек не заплатили в казну Великобритании около 1,2 миллиарда долларов. Похоже, что гомельские инспектора раздели «нищего» безработного!
Секретарь казначейства Дэвида Гоки говорит, что правительство решает проблему уклонения налогов. Эти преступники обошлись английским налогоплательщикам в 765 миллионов фунтов (как переводить фунты в доллары и обратно очень доходчиво написано в журнале «Биржевой лидер» здесь) HRMC безжалостно будет их преследовать, надеемся, что публикация фотографий в интернете позволит общественности внести вклад в их поимку.
Однако, поражают масштабы коррупции и мошенничества в Англии. Трудно согласиться, что 20 человек могли увести 1,2 миллиарда долларов без ведома чиновничества Англии. Производит не очень хорошее впечатление попытка переложить поиск мошенников на общественность. Несколько меркнет неподкупный образ британского служащего.
Надзор в Интернете, частный и государственный.
Не минуют технические новинки и украинцев. За недолгие 20 лет своего существования разные сетевые объединения, среди них интернет, конечно, самая огромная, накопили много самого различного материала, в том числе и личной информации как в виде различных баз данных, так и в виде следов пребывания, которые те же самые компьютеры позволяют эффективно анализировать.
25 процентов украинцев знают, что руководство их компаний или соответствующие службы, следят за их профилями в сети, особо в социальных сетях.
Международный кадровый портал провел свое социологическое исследование, которое показало, что каждый четвертый офисный работник осведомлен о слежке за собой со стороны руководства. 34 процента опрошенных в этом не уверены, но допускают такую возможность слежки. Большинству опрошенных, это 42 процента, абсолютно, как говорят, «фиолетово», интересуется ими начальство или нет в сети. Пятую часть опрошенных такое внимание даже радует, оно им льстит.
Почти ровно треть, 31 процент, воспринимают достаточно агрессивно такой интерес, считая его вторжением в частную жизнь. Довольно солидный пласт людей, 7 процентов, не имеют четкого и выработанного отношения по этому вопросу.
Отношение к слежке за собой у всех разное, но только 28 процентов никак не изменили своего поведения в интернете. Почти четверть опрошенных стали реже писать в публично доступных местах (форумы, жж и так далее), каждый третий прекратил писать о своей работе, и 16 процентов не делятся своими изображениями в сети.
Похоже, эпоха легкого поиска человека в сети завершается.