Республика Беларусь продолжает экспортировать вне пределов Таможенного союза нефтепродукты, изготовленные из российской нефти, без уплаты соответствующих пошлин. Об этом рассказал агентству Рейтер анонимный источник.
Не так давно премьер Беларуси заявил , что последняя цистерна с растворителем ушла из страны 4 августа. Он обещал обсудить этот вопрос с Медведевым в рамках саммита СНГ в Ялте.
Беларусь по прежнему злоупотребляет статусом привилегированного партнера и экспортом, так называемых, «растворителей», на деле являющихся нефтепродуктами, выработанными из российской нефти и экспортируемых, в основном, в страны Европы, без оплаты экспортных таможенных пошлин в бюджет России. Подобные операции лишают Россию доходов от таких неограниченных и беспошлинных поставках нефти в Беларусь. Эти нефтепродукты далее экспортируются в страны еврозоны, по 46 процентов отгружается в Латвию и Нидерланды, а остальные 8 процентов этого экспорта осуществляется в Эстонию и Литву. По результатам предыдущих переговоров такого экспорта вроде нет, но фактически все сохраняется по прежнему.
В результате, бюджету России нанесен ущерб от недополученных платежей в размере 1 миллиарда долларов. Если в ближайшее время экспорт «растворителей» не прекратится, то могут последовать санкции. По данным Госкомстата за шесть месяцев 2012 года под видом растворителей ушло 3,243 миллиона тонн нефтепродуктов, за счет чего Беларусь поддерживает положительное сальдо во внешней торговле.
Ситуация, которая складывается на валютном рынке РБ в августе и сентябре указывает на то, что бизнес на растворителях существенно сократился. Обороты белорусского оффшора на нефти значительно сократились.
Созданная властью России межведомственная группа, изучив схему «белорусского нефтяного оффшора», через которую белорусские компании гнали на экспорт «растворители», «разбавители», «смазки», пришла к выводу, что указанные поставки осуществлялись без уплаты экспортных таможенных пошлин в российский бюджет. Поставки осуществлялись главным образом в страны ЕС - республики Прибалтики и Нидерланды.
Летом текущего года российской власти удалось поставить препятствия, барьеры на пути экспорта данных нефтепродуктов за пределы территории Таможенного союза. По оценкам независимых аналитиков, ликвидация разбавительно-растворительной схемы оказало существенное влияние на ряд экономических показателей РБ. Правительство Беларуси заявляет о незначительном изменении статистики. Этот год характеризовался не только гигантским падением экспорта растворителей и разбавителей, но и столь же заметным снижением профицита торгового баланса республики.
Российские компании, поняв что сложившаяся ситуация не несет им ничего хорошего, стали отказываться отгружать нефть в Беларусь. Таким образом, экспортеры «растворителей» лишились главного — сырья.
Соответственно, резкое сокращение растворительно-разбавительного бизнеса неизбежно привело к уменьшению профицита внешней торговли. О чем красноречиво свидетельствуют данные августа и представленные диаграммы.
Но главный вывод не в том, что перекрыт незаконный экспорт нефтепродуктов, а в том что данные этого года ясно и наглядно показывают кто и что являются драйверами белорусского экспорта. Только узкая, малая группа товаров, имеющих нефтяную природу, позволила иметь профицит в торговле и рассчитываться по кредитам.
В январе-июле белорусский экспорт прирос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,4 миллиарда долларов, при этом только три товарные позиции (растворители, нефтепродукты и разбавители, смазочные материалы) обеспечили более 90 процентов прироста экспорта. Вклад всего остального экспорта Беларуси составил в январе-июле меньше 8 процентов.
Таким образом, возможность белорусской экономики генерировать более высокие поступления с валютной выручкой, да еще на основе увеличения экспорта промышленных товаров, весьма ограничены.
Это вызывает тревогу, поскольку в случае полного прекращения растворительно-разбавительного бизнеса, а он свернется рано или поздно, удержать сальдо торгового баланса в положительной области будет сложно.
Если в 2013 платить за импорт белорусы станут больше, чем получать от экспорта, то погашать долги, а это более 3 миллиардов долларов, перед внешними кредиторами будет, мягко говоря, сложно.