Не успели в Беларуси пройти выборы, а она уже сваливается в новый кризис. Именно такую мысль стремится внедрить в сознание аудитории "Радыё Свабода" - белорусский филиал всемирно известной и "распространённой" американской радиостанции. Стоит ли бить в набат или в "последней диктатуре Европы" всё по-прежнему стабильно и предсказуемо, к вящему раздражению западных стран, - разбирались аналитики отдела "новости Беларуси" журнала "Биржевой лидер".
"Радыё Свабода": Россия прижимает – Беларусь страдает или почему экономика Беларуси "неустойчивая"
К началу октября Беларусь пришла с отрицательным сальдо торгового баланса, с плавающим курсом белорусского рубля, с завышенным темпом роста зарплат, - и всё это в программе "Пражский акцент" от 8 октября 2012 года решили списать на "экономические последствия выборов", отметил ведущий канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский.
В связи с чем обсуждали два вопроса:
1. Ждет ли страну новый кризис (под "старым" подразумевают валютный кризис 2011 года),
2. За счет чего белорусская экономика остается неустойчивой, что по словам ведущего, выглядит "вызовом всем основам экономической теории – старомодный неэффективный социализм, мизерные иностранные инвестиции, отсутствие мотивации к повышению производительности труда и инноваций"? На первый вопрос предлагались такие варианты ответа:
- Беларусь на пороге жестокого кризиса, и нынешнее ухудшение – это только начало. Сегодняшние проблемы повторяют кризис 2011 года, а к этому добавляется ужесточение политики Москвы и необходимость погашения больших задолженностей в 2013 году. Белорусской экономике наконец-то (с точки зрения американцев) приходит закономерный конец
- ни о каком кризисе речь не идёт, все экономические трудности – это "поствыбрное похмелье". Просто наблюдается политико-экономический цикл: перед выборами делались традиционные "подарки" населению, дополненные уступками России, и теперь всего лишь нужно вернуть ситуацию в равновесие.
Участвующие в программе в качестве экспертов научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук, директор по исследованиям дискуссионно-аналитического сообщества "Либеральный клуб" Евгений Прейгерман, академический директор Белорусского института стратегических исследований (Вильнюс) и профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Алексей Пикулик, в принципе, сошлись на втором варианте. С той лишь разницей, что Прейгерман и Пикулик попытались объяснить, что это, мол, даже хуже, чем кризис, поскольку у Беларуси "дотационная постсоциалистическая экономика", и она опять выкрутится из проблем за счёт продажи активов и новых "анти-экономических" схем с участием России.
"Радыё Свабода" о будущем экономики Беларуси
С учетом этой позиции были предложены и варианты ответа на вопрос о причинах относительной устойчивости белорусской экономической модели:
- залог устойчивости – российская ресурсная и финансовая поддержка, "пряник", который, хоть и сменяется время от времени "кнутом" в виде снижения поддержки, тем не менее, всегда возвращается после очередных политических договорённостей
- Россия лишь частично обеспечивает устойчивость, остальное – результат низких темпов развития, создающих неэффективную, "бедную стабильность"
Первый вариант был принят только Прейгерманом, который сослался на скандал со "схемами растворителей-разбавителей" как пример жёсткой зависимости белорусской экономики от российской благосклонности. Дескать, как только россияне устами посла выразили возмущение белорусским беспошлинным экспортом за пределы ТС продуктов переработки российской беспошлинной же нефти, и объявили о сокращении нефтяных поставок в Белоруссию, так экономика последней тут же оказалась подвешенной в воздухе. Опять возник дефицит валюты (ранее "Биржевой лидер" уже указывал, что за первое полугодие 2012 года валютная выручка государства выросла на 5,4 миллиарда долларов США по сравнению с прошлым годом, и 40% этого прироста, то есть, более двух миллиардов долларов, обеспечены как раз скандальным экспортом "растворителей-разбавителей"), и надежда только на очередной политический "поцелуй" от Лукашенко Путину. Устойчивость системы иллюзорна, и сейчас она деградирует: стимулов для повышения производительности труда нет, инновационного развития нет, люди просто не хотят работать. Но и на протесты выходить не хотят, поэтому для политической модернизации нет предпосылок.
В противовес этому Пикулик указал, что упомянутые схемы "растворителей-разбавителей" были выгодны и российским предприятиям, которые производили эти нефтепродукты в Беларуси. Беларусь платит за российские льготы такой же политической лояльностью, которой платили СССР страны Варшавского договора. Крук же заявил, что никаким вызовом экономтеории белорусская модель не является, что цена её устойчивости – низкие темпы роста и бедность. Российское же участие в белорусской экономике можно подсчитывать по-разному, и если кто-то, как российский специалист Андрей Суздальцев, считает, что вливания РФ в белорусскую экономику составляют половину её ВВП, то по другой системе можно насчитать не более 7%.
Быть стойкими, будучи намного беднее, чем соседние страны, по мнению Крука, это очень тяжело, но проблема не в зависимости от российской помощи, а в необходимости модернизации. В частности, по его мнению, Беларусь нуждается в обновлении "человеческого капитала" в сфере управления, в образованных кадрах, которые выведут страну из "ловушки бедности", минуя политические договорённости с Россией.
Белорусское чудо или белорусская иллюзия: мнение внешних экспертов
Сравнение сегодняшней ситуации в Беларуси с валютным кризисом 2011 года вряд ли уместно ещё и потому, что природа того кризиса до сих пор находится под вопросом. Ряд специалистов по-прежнему допускают мысль о его искусственном, контролируемом характере: власть нуждалась в формальном фундаменте для проведения девальвации белорусского рубля с целью стимулирования экономики. Массовые негативные прогнозы о том, что белорусские зарплаты упадут до 100 долларов, не оправдались: последствия кризиса оказались малозаметными.
Так же скептически наши эксперты оценивают и заявления о фундаментальной зависимости белорусской модели экономики от российской помощи: по самым смелым оценкам прямая помощь России составляет не более 10% от ВВП Беларуси. Даже если приплюсовать сюда политически обусловленные выгоды (например, доступ некоторых белорусских товаров на российский рынок), то показатель изменится незначительно. Не стоит забывать и о том, что беспошлинная (за счёт членства в Таможенном союзе) нефть, тем не менее, покупается белорусами по завышенным ценам. А, кроме экспортируемых в Россию "МАЗов" (производитель которых вскоре может войти в холдинг с "КамАЗом"), есть также трактора "Беларусь" и "БелАЗы", которые экспортируется совсем в другие страны – в том числе, например, Германию и Голландию. Немцы не те люди, которые будут покупать технику только из-за её дешевизны; значит, эта статья экспорта обусловлена не только "российским спонсорством". "БелАЗ" сегодня входит в список лидеров инновационных предприятий Восточной Европы. А спрос на карьерную технику в мире растёт, и в Европе, и в Азии, и в Африке. Добавьте к этому весьма доходный экспорт минеральных удобрений, продукции легпрома, бытовой техники (холодильники и стиральные машинки "Атлант" по качеству, кстати, с лёгкостью обходят собираемые в России и Украине "Аристоны" и "Индезиты"). Итак, зависимость белорусской экономики от российской благосклонности преувеличена.
Социальная защищенность в Беларуси и ЕС: где стабильность выше?
Также преувеличена и белорусская бедность, которая якобы является ценой экономической устойчивости. Наш эксперт саркастически замечает: "она не то, что преувеличена, а раздута недобросовестными критиками. Абсолютная бедность в Беларуси не превышает 7%, относительная – 13%. Сравните это со странами ЕС, где относительная бедность не менее 17%. Средняя зарплата в Беларуси – после кризиса 2011 года и без учета инфляционной индексации – составляет 350 долларов; даже белорусские пенсионеры выведены из разряда "малоообеспеченных". Любые разговоры о всеобщей белорусской "бедности" - это либо предвзятость, либо откровенная глупость. Скорее, речь можно вести о меньшем количестве олигархов и принципиально меньшим разрывом между сверхобеспеченными и малообеспеченными гражданами, что объясняется сохранением некоторых социалистических принципов распределения доходов. Видимо, этим же объясняется и тот факт, что Беларусь держит первое место в СНГ по Индексу развития человеческого потенциала".
Устойчивость, которая не даёт жить российским и западным пропагандистам, ведущим информационные войны против Беларуси, обусловлена сочетанием плановой и рыночной экономики:
- белорусы сохранили немалый советский промышленный ресурс (во многом благодаря приходу к власти Лукашенко в 1994 году), не позволили ему рассредоточиться по частным рукам, и это стало залогом, как минимум, экспортной успешности Беларуси.
- кризисные годы первого десятилетия двадцатого века показали, что сохранение контроля экономики иногда важнее, чем бурный экономический рост (хотя по сей день экономический рост Беларуси превышает аналогичные показатели её "коллег" по СНГ, что было отмечено даже функционерами международных финансовых организаций). Внешний долг Беларуси невелик и состоит в основном из долгосрочных кредитов не менее, чем на три года. Отметим, что пятилетние планы никак не мешают акционированию и приватизации предприятий: Беларусь готовит на IPO целый ряд госпредприятий, в том числе некоторые из упомянутых выше.
- сохранение планового и частично социалистического хозяйства позволило избежать и гипертрофированного неравенства, характерного, например, для соседней Украины, невзирая на куда лучшую обеспеченность последней природными ресурсами.
- в отличие от Грузии или той же Украины Беларусь сохранила практически неиспорченными отношения с Россией. Членство в ЕврАзЭС и Таможенном Союзе – лишь наиболее очевидные свидетельства этому. Такое сохранение стало возможным, в том числе, благодаря отсутствию ориентации на "быстрый капитализм", которая обусловила, например, евроатлантические колебания Украины. Плюс от этого не только и не столько в дотациях и финансовых влияниях, сколько в политической стабильности. Поддержка Лукашенко жителями Беларуси во многом определяется не "российскими пряниками", а сохранением культурных и нравственных связей с Россией, которое вменяется в заслугу белорусскому президенту. Даже регулярные периоды "охлаждения отношений" воспринимаются белорусами скорее как специфика российской внешней политики, а не результат внешнеполитических ошибок Лукашенко.
В связи с последним пунктом наши эксперты в очередной раз напоминают о бессилии политических и информационных атак Запада на Белоруссию. Доходит до смешного: контролируемая западом минималистическая белорусская оппозиция концентрируется на обвинениях Лукашенко в том, что он не нравится венесуэльцам (правда, только тем, кто критически настроен по отношению к Уго Чавесу). А британская BBC "шокирует" мир новостью о том, что Лукашенко "назначил" своим преемником семилетнего сына Колю…
Проблемы взаимоотношений Беларуси с Россией
Но в то же время по мнению экспертов брокерской компании Nord FX (компания входит в рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V, отзывы о Nord FX трейдеров MasterForex-V - позитивные), очевидны некоторые тревожные для Беларуси тенденции:
- отсутствие альтернативы российским углеводородам по-прежнему держит белорусскую экономику в напряжении. При всей неоднозначности скандала с растворителями (формально белорусское государство не несёт ответственности за перепродажу, в которой были задействованы частные белорусские и российские фирмы) его последствия могут привести к энергетической войне между Белоруссией и Россией. Похоже, российские намерения по сокращению поставок нефти и дополнительных ограничений на белорусский экспорт нефтепродуктов будут воплощены в жизнь, что обернётся чувствительными убытками для Беларуси.
- Россия заметно усиливает давление на союзную республику. Ожидания Москвы очевидны: она желает перехода от ЕврАзЭС к полноценному Евразийскому экономическому союзу – естественно, на своих условиях. А это означает в первую очередь переход на российский рубль и масштабную приватизацию госпредприятий. Первое невыгодно для Лукашенко, поскольку контроль валюты – важная составляющая суверенитета (не формального, как разнообразные гимны и флаги, а содержательного) и, в том числе, его власти, не говоря уже об экономических минусах. Второе невыгодно для белорусской экономики, поскольку немедленно лишит её той устойчивости, которую вынуждены отмечать даже очевидные неприятели. Полная приватизация бюджетных предприятий приведёт Белоруссию в стан постсоциалистических капстран, а в этом лагере, как показывает практика, сосредотачиваются в основном неудачники. Вот тогда уже можно будет смело говорить и о бедности, и о деградации. Сопротивляться давлению крайне сложно: Беларуси практически не на кого опереться, кроме России (Венесуэла, хоть и помогает выгодными контактами, но всё-таки не конкурент России по влиянию). А то же ЕЭП может обернуться для Беларуси как благом, так и горем, всё зависит от конкретных условий.
- Лукашенко, с лёгкостью выигрывая идеологическое противостояние у не представляющего для него интереса Запада, не нашёл ничего, что можно было бы противопоставить информационным атакам России. Белорусы относятся к России с уважением, культурные связи двух стран по-прежнему сильны. И хотя всё это – в первую очередь благодаря Лукашенко, тем не менее, любые "уколы" со стороны РФ негативно влияют на состояние социально-политического сознания белорусов. А Россия не скупится на такие уколы: несмотря на поощрительный визит Путина после его избрания, российские СМИ продолжают рассуждать о "белорусской диктатуре", официальные лица РФ регулярно упоминают о политических заключённых в Беларуси и цензуре в Интернет и так далее.
- никому не известно, как поведёт себя политико-экономическая система Беларуси без Лукашенко. Это слабое место любого авторитарного режима: если не отработана система передачи власти и кадрового рекрутирования элит (а в Беларуси они не отработаны), все успехи ставятся в прямую зависимость от одного человека. Лукашенко это понимает, поэтому заводит речь о модернизации. Однако дальше разговоров дело не идёт; и пока не видно никаких идей, кроме примитивных фантазий западных СМИ о наследственной передаче власти.
Девальвация белорусского рубля - трагедия или путь выхода из кризиса?
Девальвация белорусского рубля к доллару США, евро, рублю России, к гривне, тенге, юаню и другим мировым валютам, часто представляется западному читателю, как "трагедия и зло", элемент "краха белорусской экономики".
Ситуация с точностью наоборот, пояснили эксперты, для этого достаточно вспомнить
* 1998г. - девальвацию российского рубля, которая дала мощный импульс развитию отечественного производителя в России.
* 2006-2011г. - валютные войны США и Китая из-за "заниженного курса юаня" к доллару США, благодаря чему китайские товары завоевывали весь мир.
Аналогичное происходит сейчас, когда благодаря обесцениванию белорусского рубля, товары Беларуси с удовольствием покупают в России и Украине, в Литве, Казахстане, Армении, Узбекистане и ряде других стран мира, по достоинству оценивая прекрасное соотношение цены и качества.
Курс белорусского рубля начал формирование потенциальной восходящей волны С, говорят аналитики факультета онлайн-обучения торговой системе Masterforex-V, что подтвердится при пробитии максимума 8630. Пробитие пивота МФ 8410 с последующим закреплением под ним укажет на желание курса рубля к развороту средне/долгосрочного тренда.
Редколлегия отдела "новости Беларуси и России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в "Дискусионном клубе" форекс форуме Академии Masterforex-V: Беларусь в 2012г. входит в кризис или выходит из него?
- входит: аналитики "Радыё Свабода" правы, без помощи США и ЕС ситуация в экономике Беларуси из года в год будет лишь ухудшаться;
- Беларусь (в том числе благодаря помощи России), выходит из кризиса, производство и экспорт растут после девальвации белорусского рубля.