Гай Райдера, генерального директора Международной организации труда, уже известили о выданном декрете номер 9 белорусского президента «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». Эта информация стала известна из уст председателя Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александра Ярошука, пишет Бела ПАН. Лидер БЛДП встретился лично в Райдером в ходе Международной конференции высокого уровня по вопросам достойного труда, которая проходила 11-12 декабря в российской столице.
Известно, что организатором данной конференции выступило правительство России при поддержке МОТ. Беларусь на этом мероприятии представляла Марианна Щеткина, нынешний министр труда и социальной защиты. Что касается Александра Ярошука, лидера БЛДП, то он присутствовал на конференции по приглашению российской стороны.
Как раз во время проведения конференции прошла ранее запланированная личная встреча главы МОТ и Ярошука, в ходе которой наибольшее внимание приделялось ситуации с правами профсоюзом, а также правами работников, в особенности, в свете уже известного декрета номер девять.
Как рассказал Ярошук, в беседе обсуждалась тема вероятных действий со стороны Международной организации труда. Как рассказал профсоюзный белорусский лидер, в такой ситуации, имеющей место в Мьянме, руководство МОТ пустило в ход параграф номер 33 устава организации. Он предполагает введение в действие экономических санкций против государства. Что именно будет применено в случае с Беларусью пока сложно прогнозировать, считает он, однако, скорее всего, ситуация будет иметь схожий с Мьянмой сценарий.
По словам того же Ярошука, МОТ не имеет большего опыта столь диких случаем нарушений прав трудящихся, которые сейчас имеют место на территории Беларуси. Этот случай он вообще назвал уникальным. Лидер БКДП подчеркнул, что белорусы привыкли жить в такого рода условиях и действия со стороны властей уже даже не замечаются, тогда как они «одиозны и вызывающи», а со стороны вообще кажутся дикими.
Ярошук обратил внимание, что многие участники конференции, организованной в Москве, были, мягко говоря, в шоке от белорусским порядков, включая и российских коллег, которые лояльно относятся ко многому происходящему в соседней беларуси, не веря в то, что такое вообще возможно.
Основные нормы декрета
Эксперты портала для инвесторов «Биржевой лидер» раздела «Новости Беларуси» обращают внимание, что обсуждаемый декрет номер 9 предполагает переведение всех работников деревообрабатывающих предприятий на контрактную форму найма. При этом досрочное расторжение новоподписанных контрактов в период работы в рамках инвестиционных проектов с инициативы работников будет возможно только при наличия согласия со стороны согласия работодателя. При отказе нанимателя расторгнуть контракт работников сможет обжаловать решение председателю областного (Минского городского) исполкома. Если работник нарушает трудовые обязанности и его соответственно увольняют, он должен будет возместить работодателю денежные выплаты, которые были начислены ему дополнительно к зарплате. Такой же правовой режим устанавливается декретом и в отношении работников генеральных подрядных организаций и проектировщиков, принимающих участие в реализации инвестпроектов по модернизации, техническому переоснащению и реконструкции производств организаций деревообрабатывающей промышленности.
Декрет жетско раскритиковали независимые белорусские профсоюзы, а также оппозиционные силы, заявляя о том, что документ прямо нарушает нормы как белорусского, так и международного права.
Позиция властей
Несмотря на такое противодействие нормативно-правовому акту, 17 декабря, то есть в понедельник он был принят к сведению со стороны Палаты представителей Национального собрания, а «трудовой» министр Щеткина, представляя декрет парламентариям, с уверенностью заявила, что недовольства со стороны трудящихся не зафиксировано.
Общаясь в интервью с белорусскими СМИ, министр отметила, что декрет – это всего лишь временная мера, установленная на период модернизации предприятий. По ее словам, многие инвестиционные проекты заканчиваются в 2013-2014 года. «Это ведь не на 7-10 лет, чтобы было можно кричать: ах как это страшно! Контракты с трудящимися могут быть заключены на полгода, на четыре месяца, и даже на 20 дней», - подчеркнула чиновница.
Автор: Екатерина Кравчук-Рудомёткина