Все больше времени отдаляет нас от трагического апреля 1986 года, когда весь мир потрясла новость об аварии на Чернобыльской атомной электростанции, которая до сих пор считается крупнейшей техногенной катастрофой за всю историю человечества. Сложившаяся в первые часы после взрыва на четвертом энергоблоке метеорологическая обстановка привела к тому, что наиболее загрязненной оказалась территория нынешней Беларуси, о чем свидетельствует масса информации. Вполне очевидно, что это не могло не отразиться на состоянии здоровья уже нескольких поколений в целом ряде государств, которые оказались ближе всего к эпицентру аварии, а специфика ядерного загрязнения такова, что оно вызывает, в первую очередь, всплеск онкологических заболеваний. Это доказано мировой наукой, однако, как оказалось, в самой Беларуси далеко не все придерживаются подобного мнения.
Невероятно, но «факт»
Об этом свидетельствуют слова руководителя Национальной комиссии по радиационной защите при Совете Министров Беларуси, профессора Якова Кенигсберга, который, как отмечает портал «Хартия'97», в ходе прошедшей позавчера пресс-конференции заявил, что, дословно, «заболеваемость раком никак не связана с аварией на Чернобыльской АЭС». Среди прочего научный работник и официальный чиновник отметил, что после аварии в Чернобыле не обнаружено заметного увеличения риска заболеваемости лейкозами и другими видами онкологических заболеваний. По его словам, после того, как случилась авария, тогдашним Минздравом была установлена предельная допустимая доза облучения для людей, которая составляет 100 миллизивертов в год, и она, судя по логике слов главы Нацкомисии не была перейдена, и он напомнил, что меньшая доза «не оказывает вредного влияния на человеческий организм».
Другая правда
Стоит ли говорить о том, что подобное, даже на первый взгляд весьма спорное утверждение, в кругу людей, напрямую причастных к исследованию последствий аварии в Чернобыле, вызвала удивление, и это – мягко говоря. Как заявил, комментируя слова Я. Кенигсберга, глава Социально-экологического союза «Чернобыль» Василь Яковенко, согласно данных секретной записки белорусских ученых-медиков, поданной ими в ЦК Компартии Белорусской ССР в 1989 году, только в первые три года после аварии уровень общей заболеваемости детей в республике возрос в 3-4 раза, а динамика темпов роста фиксации случаев возникновения онкологических заболеваний в одном только Славгородском районе Могилевской области, который, к слову, является не самым пострадавшим от загрязнения радиоактивными материалами, составляла ежегодно от полутора до двух раз, и это – при 20-процентой убыли населения.
В книге «Чернобыльская рана», изданной уже в наши дни, говорится о том, что содержание радиоактивного изотопа «стронций-90» в молоке, получаемом местным хозяйствами в приграничных областях продолжает увеличиваться. В таких условиях, как отмечает В. Яковенко, «не болеть попросту невозможно», об этом же свидетельствует всемирно признанная «Ядерная энциклопедия», в которой говорится о том, что «наличие малых доз радиации способствует росту частоты злокачественных опухолей».
Только официально…
Трудно сказать, согласится ли с такими доводами официальный чиновник, призванный служить защите белорусского народа от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, однако, даже официальная информация, доступная в Беларуси, свидетельствует о том, что на раннем послеаварийном этапе аварии при недостаточной эффективности мероприятий по защите щитовидной железы с 1990 года в Беларуси начал регистрироваться значительный рост заболеваемости раком щитовидной железы, в особенности среди детей. Как отмечают аналитики раздела «Новости Беларуси» журнала «Биржевой лидер», именно такая информация содержится на официальном сайте государственного органа - Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которую, вероятнее всего, мог бы прочесть и профессор Я. Кенигсберг. Там же говорится о том, что, в сравнении с доаварийным периодом количество случаев рака щитовидной железы среди белорусских детей возросло в 33,6 раза, а среди взрослых, в зависимости от возрастных групп, - в 2,5-7 раз. Стоит ли говорить о том, что последние заявления официального лица, приведенные в начале материала, мягко говоря, идут в разрез даже с официальной статистикой.
Автор: Ростислав Белый