Белорусские оппозиционные СМИ "трубят сбор": впервые с 2010 года Александр Лукашенко не пользуется поддержкой большинства белорусов. Так, согласно опросу, зарегистрированного в Литве Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), рейтинг президента Беларуси заморозился на уровне 31,5 процента, почти 60 процентов опрошенных относятся к нему в той или иной степени критически.
Словом, 2012 год положил начало серьёзным изменениям и сдвигам в белорусском обществе, белорусы меняют своё отношение к Лукашенко. Это значит, что в преддверии местных выборов 2013-2014 года, а главное – президентской кампании 2015 года у действующего президента нет ресурсов для роста электорального рейтинга. Так что же происходит с рейтингом Александра Лукашенко, и чего больше в заявлениях оппозиции – правды или политических спекуляций, разбирались аналитики раздела "новости Беларуси" журнала инвесторов "Биржевой лидер".
Оппозиция Беларуси: куда ни кинь, везде клин для Лукашенко
Оппозиция очень надеется, что для Лукашенко начинается время того самого клина, о котором идёт речь в поговорке, а точнее – клинча. Как известно, слово "клинч" трактуется по-разному, и как тупиковая ситуация, и как положение в боксе, когда зажимаются руки противника. Так что же и кто же связывает руки белорусского президента сегодня? Независимый эксперт Александр Соснов считает, что главная проблема Лукашенко – в ограниченности ресурсов для поддержания рейтинга. О чём конкретно идёт речь?
1. Оппозиция Беларуси утверждает, что у него уже нет ресурса доверия избирателей, а это как никак – главный политический ресурс для любого общественного деятеля. В оппозиционном стане убеждены, что "любовь" белорусов к Александру Лукашенко напрямую зависит от полноты их желудков (все социологические опросы указывают на тот факт, что большинство белорусов по-прежнему надеются не на себя, а на помощь государства). Но проблема в том, что экономическая ситуация в стране ухудшается: растут цены на электроэнергию, газ, ЖКХ, продукты, сокращаются бюджетные места в вузах, напротив, увеличивается перечень платных услуг в поликлиниках и т.д. Тот же опрос НИСЭПИ показал, что более 81 процента опрошенных считают, что белорусская экономика остаётся в кризисе (правда, в сентябре таковых было несколько больше – 87,6%), почти 60 процентов отметили ухудшение своего благосостояния (в сентябре – 73,7%). Белорусам трудно забыть кошмар 2011 года, когда люди дрались у пунктов обмены валют, а белорусский рубль обесценился почти в 3 раза. Не забыл этого и президент, ведь именно тогда его рейтинг снизился до исторического минимума. Отметим также вынужденную трудовую и политическую эмиграцию. Трудовая миграция Беларуси: как гастарбайтеры поддерживают государство и рубль. Ясное дело, что основным виновником своих проблем белорусы считают президента (53,7%). Как полагает эксперт Агентства политической экспертизы Алексей Туровский, постсоветские люди ориентированы на стабильность, а в контексте Беларуси власть эту стабильность обеспечить не смогла (инфляция и рост цен). В общем, для роста благосостояния белорусов у Лукашенко ресурсов практически не осталось, выстроенная им система исчерпала себя, а значит, неизбежно дальнейшее падение рейтинга президента. Попал ли Лукашенко в капкан - эксперты и Одноклассники.ру.
2. Отсутствие финансовых ресурсов в Беларуси для развития соцпрограмм. Итак, у Лукашенко, утверждает оппозиция, нет ресурсов для поддержания любви к себе – ни внутренних, ни внешних:
- внутренние источники. Их могла бы дать объявленная президентом модернизация (без этого белорусская продукция рискует вскоре стать неконкурентоспособной на большинстве рынков). Но, во-первых, она сама нуждается в колоссальных средствах, а во-вторых, на лицо пока только один итог модернизации – это её объявление.
- внешние источники. Можно было бы продать часть госактивов, как это делается в других странах, получить на этом несколько миллиардов долларов и закрыть на несколько лет проблему нехватки валюты. Но Лукашенко не устаёт повторять, что не пойдёт на приватизацию даже предприятий отрасли хлебопродуктов, впрочем, в этом его поддерживает большинство белорусов (см. итоги опросов по судьбе "Беларуськалия") Лукашенко потребовал прекратить разговоры о приватизации. Поскольку на новую девальвацию рубля власть не согласится, то остаётся одно – тратить золотовалютные резервы и набирать новые кредиты (кстати, соотношение внешнего государственного долга к ВВП в этом году может составить 22,7%, то есть вплотную приблизиться к пороговому значению безопасности в 25%). Причём, поскольку возможность получения кредита МВФ в ближайшие годы для страны исключена, остаётся – Россия. Но здесь возникает другая проблема для Лукашенко. Сколько можно кормить Кремль одними обещаниями – 19 лет подряд он успешно "доит" Россию. Путину это уже порядком поднадоело, да, и власть в Кремле может радикально измениться, на что надеется белорусская оппозиция. Во всяком случае, последнее обращение Лукашенко за российским кредитом в 2 миллиарда долларов пока так и не материализовалось.
3. Усталость и разочарование электората Беларуси в Александре Лукашенко. Совершенно очевидно, что за последние годы харизматичность президента основательно потускнела, образ – побледнел и обтрепался, как результат, белорусы утратили прежнюю веру в его чудодейственные способности. В обществе нарастает пессимизм, усталость от политика, 19 лет бессменно стоящего у власти. Как показывает мировая история, отцы демократии были не дураки, смена власти всё же благое дело, как правило, снимает многие общественные раздражители – ту же социальную напряженность, поднимает волну оптимизма и надежды и пр. Как показывает опрос НИСЭПИ, почти 58 процентов белорусов хотели бы кардинальных перемен во внутренней и внешней политике страны в ближайшие 5 лет. На лицо:
- отрыв от реальности. Взять хотя бы ситуацию с крон-принцем Беларуси Колей Лукашенко, заставляющую морщиться даже самых преданных и верных сторонников Лукашенко;
- утрата имиджа "народного", "своего" президента, плоть от плоти белорусского народа. В условиях кризиса, а затем объявленного курса на модернизацию, власти пришлось пойти на урезание "социально ориентированного государства", что, естественно, вызвало недовольство части населения;
- разоблачение мифа о "всемогуществе" Лукашенко (страшные теракты в метро, тяжёлый экономический кризис и т.д.). Как пишет Алексей Туровский, в результате оказались разрушенными базовые имиджевые характеристики режима, то, на чём долгие годы строилась официальная пропаганда. Белорусы больше не чувствуют себя защищенными.
Всё это и многое другое позволяет оппозиции утверждать, что ядерный электорат Лукашенко составляет не более трети белорусов, значит, с оставшимися двумя третями можно и нужно работать, они готовы проголосовать за сильную альтернативную фигура с умеренной программой перемен.
Для белорусов на Лукашенко таки сошёлся клином белый свет
Сторонники же действующего президента Беларуси уверены, что надежды оппозиции на устранение Лукашенко от власти – легковесны и иллюзорны. Их главными аргументами в этом политическом споре являются несколько базовых факторов политики президента, которые преумножают его силу и увеличивают возможности, а именно:
- улучшение уровня жизни белорусов. Чтобы там не случилось во время кризиса, заметим, кризиса мирового, по такому важному показателю как ВВП на душу населения Беларусь из постсоветских стран уступает только странам Прибалтики и России, значительно опережая соседнюю Украину – 16 тысяч долларов против 7,6 тысяч (данные ЦРУ за 2012 год). Если говорить о реальных доходах населения, то они в прошлом году выросли на 21 процент. К концу 2012 года всеми правдами и неправдами удалось довести зарплаты до 500 долларов, пенсии увеличились почти в два раза (до $228,6). А пенсионеры в Беларуси – большая сила, четверть населения. Впрочем, инфляция в 2012 году составила 21,8 процента. Зато дороги и улицы в стране ухоженные, преступность незначительная, гастарбайтеры не заметны;
- российская поддержка. Кстати, во многом благодаря ей с конца прошлого года в Беларуси началась экономическая стабилизация. Как пишет Якуб Корейба в статье с красноречивым названием "Каким чудом Лукашенко удается водить Путина за нос?" (Interia, Польша), Беларусь не погасила практически ни одного кредита, полученного от России, их аннулировали, реструктуризировали, но Лукашенко всё сходит с рук. По некоторым источникам, за прошлый год Россия вложила в Беларусь от 7 до 10 млрд. долларов. И дело не в хитрости, и не в изворотливости крестьянского ума Лукашенко, а в том, что отношения с Беларусью весьма ценны для самой Москвы. Беларусь для Москвы это тот самый классический чемодан без ручки, который и нести тяжело, и выкинуть жалко. И потому несмотря ни на что и вопреки всему Кремль продолжит финансировать несговорчивого партнёра. Эксперты: правда и ложь в отношениях РФ и Беларуси;
- сила Лукашенко. Даже его политические враги вынуждены признать, что он искусный стратег, тонкий психолог и настоящий мастер политических интриг. Он знает, как понравиться белорусам, что и как сказать, на каких струнах их души сыграть. Можно вспомнить, как в декабре прошлого года при посещении столичного "Камволь", возмущённый состоянием дел на производстве, он одним жестом уволил директора этого предприятия, а вновь назначенного предупредил: "Не сделаешь – посажу!". Ну, признаемся, кто же из нас любит начальство, кто не поддержит такую справедливость? В середине 1990-х годов, ещё будучи молодым президентом, Лукашенко для того, чтобы понравиться народу часто практиковал подобные публичные разносы, и они всегда работали на его рейтинг. В общем, Бацька ещё тот хитрец. Запасаемся попкорном и ждём от него сюрпризов;
- внешнее давление, которое Лукашенко всегда мастерски использует для мобилизации белорусов, сплочения их вокруг себя и поднятия своего рейтинга. Из этого разряда недавние санкции США по отношению к Беларуси из-за "нарушения договора о нераспространении оружия массового поражения" (речь идёт о "КБ Радар" и "ТМ Сервисиз"). США и ЕС уже не раз прибегали к подобной практике, однако эффект от неё всегда был противоположным. Как пишет политический обозреватель Артём Бузила, это лишь поднимало рейтинг маленькой Беларуси, её международную значимость и авторитет. А вместе с этим усиливало и поддержку президента;
- слабая оппозиция Беларуси. Достаточно сказать, что поддержка оппозиции в белорусском обществе не меняется уже 19 лет. Политолог Валерий Карбалевич даже назвал это феноменом белорусской политики. Увы, но оппозицию в Беларуси не любят ещё больше, чем Лукашенко, что особенно сильно видно по блогам агрегатора Яндекс.Блоги и социальным сетям Одноклассники и ВКонтакте, наиболее популярных в Беларуси.. Доверяют оппозиционным партиям лишь 20 процентов опрошенных (не доверяют 56%), а оппозиционных политиков поддерживают и того меньше – около 12 процентов. То есть, разочаровавшиеся белорусы в упор не видят сколько-нибудь внятной альтернативы Лукашенко. И дело вовсе не в преследованиях оппозиционных деятелей режимом Лукашенко (преследуемых и обижаемых властью по умолчанию жалеют), а в том, что их видение будущего Беларуси кардинально расходится с интересами большинства. Карбалевич точно указал на основные "родовые травмы" белорусской оппозиции – идеи рыночной экономики, которые меркнут на фоне государственного патернализма Лукашенко, ставка на этнокультурный национализм, не принимаемый толерантными белорусами, отчуждение от России, воспринимаемой большинством как сугубо братская страна, радикальная фразеология и революционная риторика, способные лишь раздражать спокойных, не склонных к резким движениям, белорусов. Ну, и конечно, отсутствие единства оппозиции и харизматического лидера в её рядах. А в политике, чем вышибают клин? В политике действуют по старой проверенной методике – клин вышибают только клином, клином, которого у белорусской оппозиции нет.
Редколлегия отделов "новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: продолжится ли падение рейтинга Лукашенко?
• да, народ разочарован в политике президента
• нет, белорусы пока не видят ему альтернативы