Евросоюзу, как крупному международному образованию, претендующему на лидирующую роль в регионе, конечно, совсем не всё равно, что происходит в Беларуси. Не всё равно потому, что Беларусь является европейской страной (сами белорусы говорят, что их страна находится то ли в центре Европы, то ли в её сердце), к тому же по европейским масштабам – немаленькой страной (по площади она лишь немногим уступает Великобритании и Румынии, но значительно больше Португалии и Венгрии, а по населению превосходит все три Прибалтийские страны, не говоря уже о Финляндии и Дании). Добавим, что через её территорию проходят самые короткие пути сообщения из России в страны Западной Европы. Ну, а главный интерес Европы состоит в том, что Беларусь способна усилить или ослабить евразийскую стратегию Владимира Путина (подробн. Foreign Affairs: цели Путина и сможет ли Россия подняться до уровня СССР).
Даже попытка создания какого-то прообраза Советского Союза в состоянии надолго лишить сна старушку Европу и заставить действовать активнее в белорусском направлении. Вот и появляется периодически в СМИ информация о том, что ЕС разрабатывает новую политику – более эффективную – в отношении бывшей советской республики. Каковы же европейские рецепты выхода Беларуси из кризиса, что предлагает ЕС по реформированию белорусской экономики и политической системы, и какова их эффективность? В этих и других вопросах разбирались аналитики раздела "новости Беларуси" журнала инвесторов "Биржевой лидер".
ЕС ничего не раздаёт с такой щедростью, как советы
Совершенно очевидно, что в последнее время экономика Беларуси переживает не лучшие времена: спад производства, девальвация, подорожание товаров и так далее. В Евросоюзе полагают, что всё это и многое другое является следствием неэффективности "белорусской модели".
Речь идёт, конечно, о большом госсекторе экономики (только на поддержку сельского хозяйства государством выделяется 15% расходной части бюджета), масштабных госпрограммах (около 90% всех государственных предприятий имеют различные льготы, что делает белорусские товары конкурентоспособными на внешних рынках) и широких социальных гарантиях. Вот и бюджет 2013 года предполагает сокращение расходов на национальную экономику, в том числе на сельское и дорожное хозяйство, а вот расходы на социальные программы существенно не меняются. Рано или поздно эта модель может оказаться нежизнеспособной для экспортноориентированной экономики страны, особенно в условиях ухудшения внешней конъюнктуры.
У ЕС для Беларуси готовых рецептов, конечно, нет. Есть набор антикризисных мер, среди них отметим известные рекомендации по переходу к свободному курсообразованию, существенному сокращению эмиссионной поддержки экономики, ужесточению денежно-кредитной и бюджетной политики, и, конечно, расширению приватизации. Далее обычно следуют обещания помощи в случае перехода к радикальным реформам. Что по этому поводу говорят в Беларуси? Большинство экспертов весьма скептично и даже настороженно относятся к европейским рецептам. Рассмотрим подробнее некоторые из них:
- поменять вектор движения с российского на европейский. Но тогда закономерно возникает вопрос, как развивать страну с бедными природными ресурсами, не имеющую собственной нефти и газа? Нет, нефтяных вышек в стране хватает, а вот своих углеводородов – явно нет. К тому же Беларуси уже поздно разворачиваться. Как говорит профессор политологии Института политических исследований Польской академии наук Богдан Шклярский, "Александр Лукашенко фактически уже отдал экономику страны в подчинение России". Поезд ушёл, российские компании активно скупают белорусские активы. Беларусь, по-видимому, прошла точку невозврата в своих отношениях с Брюсселем, прошла тогда, когда вошла в Таможенный союз, и это практически необратимо;
- отказаться от поддержки госсектора. Лукашенко в недавнем интервью телеканалу Russia Today признал, что белорусская модель "значительно отличается от того, что хотели бы видеть на Западе". Однако белорусов вовсе не привлекает опыт стран Прибалтики (прибалтийские "тигры"), проводившей свои реформы по лекалам и рецептам Евросоюза, в итоге фактически похоронивших своё сельское хозяйство, закрывших свои крупные промышленные предприятия, полностью перейдя на импорт и вытолкнув своих граждан на заводы Ирландии, фермы Шотландии и стройки Финляндии. Латвия глазами инвесторов: как за 20 лет потерять экономику и страну? Проблема ЕС в том, что он легко даёт советы, вот только ответственности за них не несёт. И ещё, белорусы уже давно готовы к реформам, но не радикальным и шоковым;
- пустые обещания. В стране полагают, что в диалоге с ЕС "не хватает экономической конкретики". А ведь для радикальной перестройки экономики нужны серьёзные новые технологии и финансовые ресурсы (в этом году предстоит отдавать долги МВФ, а это большие выплаты). Но, как считает Богдан Шклярский, проект "Независимая Беларусь" потянул бы на десятки миллиардов евро, с такими деньгами ЕС расставаться не собирается. Сейчас у Европы полно своих дел, к примеру, кипрский кризис, который создаёт крайне опасный прецедент, вызывает угрозу эффекта домино. Евросоюз начал экспроприацию чужой собственности, но плавно, с 10%. Паника на Кипре: очереди к банкоматам и курс евро. ЕС становится всё менее привлекательным для мира. А у Минска помимо Запада есть к кому обратиться за материальной поддержкой. Кризис, кстати, белорусы погасили с помощью российских кредитов.
Всё-таки между дружеским советом и дружески протянутой рукой существует большая разница. Поэтому всё тот же Шклярский считает предложенный Евросоюзом диалог о модернизации Беларуси лишь символическим шагом, цитируем, "для очистки совести". Белорусам же этого явно мало, а к попытке ЕС навязать свою модель развития здесь относятся как к своеобразной политике колонизации. Здесь к месту будет фраза, вышедшая из-под пера Ильфа и Петрова – "Не учите меня жить, лучше помогите материально".
Всё новое у Евросоюза – это незабытое старое
Итак, повторимся, готовых рецептов у ЕС для Беларуси нет, зато есть программа – "Диалог по модернизации Беларуси", принятая в начале 2012 года. А в конце того же года состоялась закрытая встреча (закрыли её, как было объявлено, только и исключительно ради дела – обеспечения максимального уровня доверия и искренности участников) белорусских (неназванных экспертов) и западных экспертов под эгидой литовского МИДа и при поддержке Фонда Конрада Аденауэра, американской организации Pact и литовского Центра восточноевропейских исследований. Об её итогах сообщил англоязычный ресурс Belarusdigest. Эта информация особенно интересна в свете того, что вскоре после описанных событий руководитель делегации Европарламента по Беларуси Филипп Кочмарек на встрече с представителями белорусской оппозиции сообщил, что в Европе идёт разработка новой политики и стратегии по отношению к Беларуси.
После этого вступления перейдём к конкретным рецептам и предложениям ЕС. Итак, как неоднократно объясняли в ЕС, его белорусская политика основана на трёх направлениях – ограничительные меры, поддержка гражданского общества и оппозиции и диалог о модернизации Беларуси. ЕС продолжает требовать освобождения всех политзаключённых, улучшений в сфере прав человека, верховенства закона и так далее. В этом в Европе все едины. Расхождения начинаются по поводу тактики достижения этих целей. По этому поводу в ЕС идёт борьба между сторонниками ужесточения санкций по отношению к Беларуси (точнее, не санкций, а ограничительных мер, ведь в ЕС никогда "не давят" на страны, у них даже 10-процентный налог на вклады в кипрских банках, оказывается, предлагает само кипрское правительство) и теми, кто считает, что "ограничительные меры делают Беларусь более зависимой от России", поэтому Евросоюзу лучше продолжить занимать позицию "стратегического терпения" в отношении Минска.
Итак, каковы же эти новации, каких изменений стоит ожидать от умеренных и радикальных противников Лукашенко в ЕС:
- санкции. Как известно, год назад ЕС увеличил список невъездных в Европу белорусских чиновников до 250 фамилий и ограничил экономическую деятельность в ЕС 31 белорусской компании. А осенью 2012 года Совет ЕС продлил санкции (ой, извините, ограничений) до 31 октября 2013 года. Сторонники радикальных мер предлагают действовать ещё решительнее, идти на резкие шаги и расширять санкции. Сторонники же умеренных шагов рекомендуют ЕС перейти от санкций (мол, ЕС уже превратился в машину по производству санкций) к "умным и эффективным экономическим мерам против отдельных лиц и компаний, финансирующих режим Лукашенко". Другими словами, они предлагают отделить белорусов от белорусского режима. Пока ужесточение санкций в отношении высокопоставленных чиновников привело к трудностям при получении шенгенских виз рядовыми белорусами. Самые же "белые и пушистые" из них предлагают вовлекать в переговоры Лукашенко и его окружение, мол, реальные перемены в стране вряд ли возможны без участия в диалоге представителей властей;
- перемены будут проводить белорусы изнутри, а не при помощи заграницы. Цитируем экспертов, Евросоюз не должен "брать на себя роль, которую должны играть местные акторы", иначе это будет воспринято белорусами как вмешательство во внутренние дела страны. В связи с этим предлагается провести ребрендинг термина "оппозиция", а ей самой рекомендуется "избавиться от имиджа борцов за права человека" и взять на вооружение социальные темы, волнующие большинство населения.
Спросите, а где же мнение белорусской оппозиции, заявленное в заголовке статьи? Всё очень просто. Мнения особого от ЕС у неё нет. А что есть? Прочитайте статью бывшего кандидата в президенты Андрей Санникова "Для освобождения Белоруссии нужна стратегия и политическая воля" ("Хартыя-97"). Что в ней? Во-первых, вселенский плач о том, что почти 19 лет Беларусь находится под управлением, цитируем, "одной из самых безжалостных диктатур в мире". Что Лукашенко выживает только благодаря мягкости Запада в его отношении. Во-вторых, страшилки, мол, режим становится всё более агрессивным, Лукашенко установил контакты со странами-изгоями по всему миру, а его авторитарные методы правления копируются в соседних Украине и России. В общем, Беларусь – родина слонов или родина клонов диктаторов. В-третьих, рассказы о мужестве и невиданном потенциале белорусской оппозиции, которая героически борется с кровавым режимом, внимание, начинается самое главное, противостоит ему "несмотря на небольшое финансирование и слабую поддержку Запада". А, в-четвёртых, оно же в-пятых и шестых, просьба о деньгах на борьбу против режима. Дословно, "единственное решение заключается в инвестировании в демократическое движение и его поддержке". В общем, опять, подайте Христа ради. Причём, деньги вперёд и побольше!
Что сказать об этом? Для начала сошлёмся на мнение заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, который усматривает в европейских проектах "Диалог о модернизации" - как для России, так и для Беларуси - "избыточное количество политических требований". ЕС слишком торопится с созданием гражданского общества, независимой судебной и совершенной выборной систем, к которым сама Европа шла столетиями. Кроме того, сколько не вкладывай в белорусскую оппозицию, она не сможет переубедить народ и повести его за собой, ибо нет у неё базы и поддержки в народе.
В этой ситуации у нас тоже есть рецепты, причём, для всех затрагиваемых здесь сторон. Для белорусской власти: хороший совет – дороже золота. Для ЕС: одними рецептами сыт не будешь. Совет может дать всякий. А для оппозиции: никогда не спорь с тем, кто тебе складывает парашют.
Экономический рецепт или что ждет курс белорусского рубля
Введение на Кипре одноразового сбора с вкладчиков банков и последовавшее за этим падение евро не вызовет серьезных изменений в курсе белорусского рубля к основным валютам, прогнозируют аналитики брокерской компании Nord FX (входит в ТОП рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V).
Серьезных угроз для Беларуси, которые спровоцированы колебаниями доллара и евро, нет, пояснили эксперты. Определенная угроза может возникнуть в случае желания экономических властей поддерживать искусственную стабильность номинального курса доллара, обосновывая это тем, что у большинства экономических агентов курс к доллару США ассоциируется с состоянием всего валютного рынка и влияет на инфляционные и девальвационные ожидания.
Курс белорусского рубля продолжает торги в обычном режиме:
- Курс доллара вырос на 20 белорусских рублей и составил 8 620 рублей.
- Курс евро подорожал на 90 рублей – до 11 120 рублей.
- Курс российского рубля потерял 1 рубль – до 279 белорусских рублей.
На графике отображено поведение валютной пары доллар/белорусский рубль на торгах:
Редколлегия отдела "новости Беларуси" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: помогут ли рецепты ЕС выйти Беларуси из кризиса?
•да, помогут, ЕС плохого не посоветует
• нет, не помогут, надо жить своим умом