Решение укрепить национальную валюту на 70 рублей до 8810 с 8880 рублей за 1 доллар в прошлый четверг дорого стоило НБ Беларуси. С подробностями - эксперты отдела "Новости Беларуси" экономического издания для современных инвесторов "Биржевой лидер".
Конечно, речь идет не о сумме валютных интервенций, а о цене политической. Власти и регулятор государства ее заплатили, еще заплатят за социальное соглашение с электоратом, а также за отсутствие адекватных инструментов по разруливанию проблем. А они, как известно, появляются с завидной периодичностью на финансовом рынке в связи с ручным управлением "уникальной" моделью экономики, пишет БЕЛта.
Сформировавшиеся на финансовом рынке обстоятельства считаются наиболее качественным развитием денежного кризиса позапрошлого года, неприятным результатом которого послужила не лишь трехкратная девальвация национальной валюты. В стране быстро росла депозитная пирамида. В краткосрочной перспективе такое явление, конечно, позитивно отразилось на стабилизации. Ведь НБ сумел уговорить граждан вернуть бизнес в рубли (активы, депозиты). Это помогло восстановлению, росту золотовалютных резервов.
И все же, пирамида депозитов несла в себе один большой минус – финансовая система державы стала социальной кормушкой. Специалисты с самого начала процесса формирования пирамиды предупреждали НБ об отрицательных итогах подобного социального соглашения с гражданами. Однако регулятор отмахивался от вопросов и критических замечаний в стиле "не учи ученого".
Безусловно, легче игнорировать очевидное, когда экспортеры эксплуатируют девальвационные преимущества. Но при этом в государстве процветает растворительная схема. И все-таки все хорошее, так или иначе, проходит. Накрылись растворители, за счет которых НБ сформировал неплохую валютную заначку, иссякла конкурентоспособность экспортеров. В том числе и замедленный рост затрат (коммуналка, тарифы, зарплаты). В результате – снижение экспорта с ростом запасов, резкое таяние валютной заначки.
Власти попытались раскачать экспортеров доступными по цене долгосрочными кредитами, льготными кредитами от Румаса и Банка развития. Также прозвучало заявление о надобности повернуть банки лицом к экономике, снизить ставки рефинансирования, выдать указы, постановления о компенсации кредитных ставок. И все-таки каждая подобная потуга приводила только к новому всплеску роста запасов на складах. Каждый раз - истерики, угрозы, крики, указы о продаже в лизинг троллейбусов на свинофермы, комбайнов для теплиц.
В апреле сальдо внешней торговли ушло в минус, правительство признало, что не может жить по-старому. После мучительных и долгих споров решено было перейти к плавной девальвации рубля без уровней ограничения. Девальвация или, проще говоря, корректировка курса начата была не лишь в угоду неконкурентоспособным экспортерам. Ведь также быстро стала таять и заначка, но быстро росла значимость, и депозитные сверхдоходы стали порождать иждивенческие настроения.
Несколько лет назад такие проблемы можно было решить одним средством – плавной девальвацией. К этому как раз и приступил НБ в прошлом месяце. Однако недооценены были риски депозитной пирамиды. Стало быстро понятно, что в отличие от властей граждане и бизнес не намерены жить по-другому.
Падение ставки рефинансирования, последующее падение ставок по вкладам в рублях уже в апреле достигло размера, когда привлекательность подобных вложений с трудом переживала риски девальвации. Именно это и привело к легкому оттоку/перетоку рублевых депозитов. Стартовавшая в июне девальвация вывела процесс к новому уровню. В прошлом месяце чистая покупка валюты населением достигла 265 миллионов долларов.
В этом месяце, утверждают представители банков страны, сильно вырос отток вкладов в рублях, скупка валюты. НБ страны, устроивший для державы социальную кормушку, оказался в итоге в социальной ловушке.
Накануне НБ вынужденно пошел на укрепление рубля, дабы погасить быстро растущую панику. Это далеко не единственное действие со стороны регулятора, пытающегося искусственно сформировать нехватку рублевой наличности на межбанке. Лишь за первую декаду этого месяца цена рублей на межбанке стала выше на 10 процентов до 27,5 с 17,5 процентов годовых. В четверг ставка АФН однодневных кредитов равнялась 27,38 процента, выросла на 2,05 процента в сравнении со средой. Банковские дилеры прогнозируют повторение осени 2012 года. В то время ставки на межбанке ушли за 40 процентов годовых. Это как раз и заставило банки сильно поднять ставки по депозитам физических лиц.