Итак, в последнее время Беларусь резко ускорила переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию. Заявку на членство в этой организации страна подала еще в далеком 1993-м году, но только теперь появилась более-менее определенная дата этого события – Беларусь собирается стать членом ВТО к 2015 году.
Во всяком случае, сегодня уже целый ряд государств выразил ей в этом полную поддержку, а США и ЕС заявили о своей готовности к дальнейшим переговорам. Значит, пришло время взвесить, как говорят, все "за" и "против" этого членства для белорусской экономики, попытаться спрогнозировать риски и выгоды и определить перспективы, которые откроются перед страной после вступления в ВТО.
Со всеми этими вопросами разбирались и искали ответы аналитики отдела "Новости Беларуси" журнала инвесторов "Биржевой лидер".
Выигрыш с проигрышем в одних санях ездят
Начнем с того, что многие эксперты полагают, что при нынешних подходах белорусских властей к экономике, в случае вступления в ВТО стране придется совсем непросто. Беларусь может столкнуться с рядом серьезных проблем. Среди наиболее очевидных рисков, как правило, ими выделяются следующие:
- не досчитается доходов в бюджет. Официальная статистика свидетельствует, что за январь-апрель текущего года в Беларуси профицит бюджета – 2,2 трлн. рублей, или 1,3 процента к ВВП. В республике опасаются, что из-за снижения пошлин бюджет Беларуси станет дефицитным и не получит достаточных средства так необходимых для быстро растущих социальных программ;
- ударит по отечественной промышленности. Как известно, одним из главных условий вступления в ВТО является постепенная ликвидация субсидирования промышленности. Для Беларуси же, пишет экономический обозреватель Стась Ивашкевич, "чья экономическая модель построена на перекачивании денег из высокорентабельных предприятий в те, которые существуют только для того, чтобы кормить занятое на них население", вступление в ВТО грозит постепенным отмиранием многих отраслей. Что может ожидать белорусскую промышленность, достаточно убедительно показывает нынешнее состояние украинской экономики. Напомним, Украина стала членом ВТО еще в 2008 году. Так вот, по итогам первого квартала 2013 года ее промышленность показала падение на 5 процентов, помимо всего прочего, одной из причин этого резкого снижения является чрезмерная открытость национальной экономики и усиление конкуренции со стороны иностранных производителей, прежде всего, Китая, РФ и Турции.
С другой стороны, в Беларуси достаточно убыточных и устаревших предприятий. Только за январь-май этого года их количество составило более 10 процентов от общего числа, чистая прибыль организаций сократилась на 35 процентов.
Как признался сам Александр Лукашенко, "запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении, практически в два раза больше прошлогоднего". То есть белорусская промышленность производит товары, которые не востребованы рынком. Понятно, что не последнюю роль в этом сыграло замедление роста экономики Евросоюза и России, на рынки которых сориентирована белорусская продукция.
Но так же это вызвано высокой себестоимостью и ненадлежащим качеством белорусской продукции. Здесь к месту будет вспомнить историю с МАЗами, которые после вступления в ВТО России и снижения Таможенным союзом на треть импортных пошлин, из-за жесткой конкуренции тут же начал терять свои былые позиции на российском рынке. Так что накопившиеся проблемы по любому придется решать. Но, как предостерегает уже упоминавшийся Стась Ивашкевич, не являясь членом ВТО, Беларусь хотя бы может сохранить за отечественными производителями собственный рынок, вступив в эту организацию, его придется открыть со всеми вытекающими из этого последствиями;
- ударит по пищевой и легкой промышленности. Сегодня государство их защищает высокими тарифами на импортные товары, несложно представить себе, что будет с ними после вступления в ВТО и открытия границ. Во всяком случае, в России в аналогичной ситуации наибольший прирост импорта произошел как раз в сегменте одежды и обуви, продовольствия и сельхозсырья;
- в зону риска попадет сельское хозяйство. Как известно, в ВТО запрещены меры прямой господдержки сельхозпроизводителей. Значит, при открытии рынка будет сложнее, чем сейчас, решить проблему сбыта той же молочной продукции, уже сегодня на рынке Беларуси картофель из Украины или томаты из Испании стоят дешевле чем белорусские. Выдержат ли конкуренцию продукция местных сельхозпредприятий с теми же курами из Южной Америки или польской свининой? Сделать это будет сложно.
В общем, совсем неслучайно Минск на переговорах с ВТО тему сельского хозяйства – одну из самых серьезных проблем для своей экономики – оставил напоследок, на осень текущего года. Впрочем, несмотря на подобные страхи в России и Украине, их села за это время не разорились, более того, сельхозпроизводство выросло.
Так или иначе, но при сложившейся в Беларуси модели "госкапитализма", вступление в ВТО становится достаточно рискованным мероприятием.
Чтобы выигрывать, нужно играть
Но все ли так безнадежно с последствиями вступления страны в ВТО, как это порой выглядит в СМИ? В конце концов, как гласит народная мудрость: проигрыш с выигрышем в одних санях ездят. Какие же выгоды может получить Беларусь от вступления в ВТО, какие новые возможности могут открыться перед страной?
Отметим, прежде всего, что особого выбора – "вступать" или "не вступать" – у Беларуси уже нет. Нет по той простой причине, что она через членство в ТС (Россия уже вошла в ВТО, а Казахстан – вот-вот это сделает) по сути уже находится в ВТО. При этом республика, испытывая на себе все трудности переходного периода России и Казахстана, не получает никакой выгоды и защиты от демпинга со стороны ВТО. Итак, что же может получить Беларусь от участия в этой организации:
- престижность. Членство в ВТО – одной из самых могущественных международных организаций, объединяющей 158 стран мира – дает Беларуси возможность интегрироваться в мировую экономику;
- приток инвестиций. Беларусь для иностранных инвесторов в каком-то смысле даже более привлекательная страна, нежели Россия и Казахстан. Хотя бы потому, что она является самой западной точкой входа на рынок ТС. Значит, вложившись в белорусское производство, инвестор получит доступ еще и к рынкам России и Казахстана. Оправдаются ожидания – не оправдаются, покажет время, но надежда на увеличении ППИ, в случае вступления в ВТО, есть;
- реформирование экономики и модернизация производства. Согласившись с правилами ВТО, властям придется пойти на реформирование и приватизацию госпредприятий, иначе без субсидий и кредитов они окажутся в плачевном состоянии. А снижение пошлин на импортное оборудование поспособствует технологическому перевооружению местной промышленности.
При том что курс белорусского рубля ослабил свои позиции по отношению к российскому рублю, доллару и евро:
- российский рубль подорожал на 1 до 273,5 бел. рубля за 1 российский рубль (19 июля - 272,5 бел. рубля за 1 российский рубль);
- курс евро на сегодняшних торгах вырос на 20 бел. рублей и достиг 11 630 бел. рублей за 1 евро (19 июля - 11 610 бел. рублей за 1 евро);
- курс доллара остался на уровне предыдущих торгов - 8 840 рублей за 1 доллар США:
- устранение дискриминации белорусской продукции на мировых рынках. ВТО в своих документах декларирует создание равных условий для производителей на рынках стран-участниц этой организации. Став членом ВТО, страна получит возможность жаловаться на недобросовестных импортеров в ее арбитражные органы, будет иметь право на ответные ограничительные меры и т.д.;
- снижение цен на импорт. Конечно, в первое время из-за снижения пошлин болезненно ударит по местным производителям, но одновременно станет той мерой, которая сможет стимулировать сильные предприятия. Они со временем смогут вписаться в современные требования и повыситься качество белорусских товаров (той же легкой промышленности, косметики, продуктов питания и пр.).
Таким образом, членство в ВТО дает хорошую возможность Беларуси интегрироваться в глобальную экономику и воспользоваться ее защитными и антидискриминационными правилами. Но как показал первый год членства России в этой организации, ВТО предоставляет лишь возможности, а как ими воспользуется страна, зависит только от нее самой. В конце концов, тот, кто играет, либо выигрывает, либо проигрывает. А вот проигрывает всегда тот, кто не играет.