В Минске в первый день июля в ходе торжественного собрания, посвященного 70-й годовщине освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков и Дню независимости, белорусский президент Александр Лукашенко пафосно произнес на родном языке обширную часть доклада с акцентами на белорусскую свободу и сегодняшнюю независимость, как сообщает агентство БелаПАН 1 июля.
Перед прилетом Путина минский диктатор заговорил о независимости на языке титульной нации.
2 июля в Минск должен прилететь Владимир Путин. Перед самым его посещением столицы Беларуси случился пассаж с использованием Александром Лукашенко языка титульной нации, чего не случалось, похоже, с середины девяностых годов прошлого века.
Случалось ранее, что официальный лидер использовал в своей речи белорусизмы для высмеивания оппозиционеров с придуманной им же для них клички «свядомые» или «сознательные». Теперь гомеопатических доз белорусизации ожидали от минского диктатора независимые аналитики после временной окупации Россией Крыма. Эксперты редакции «Новости мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что легкость присоединения к себе Российской Федерацией Крымского полуострова не могла не встревожить главу Республики Беларусь. Ведь она находится в огромной зависимости от восточной большой соседки и населена весьма русифицированным народом.
В ходе торжественного собрания Александр Лукашенко фактически высказал эту тревогу.
Тревожность по поводу вызовов с востока была сбалансирована риторикой о западных угрозах и смягчена словесным маркером «абсурд». Дескать, белорусов пугают тем, что с Востока придут полчища. На Востоке же сегодня Минск начинают пугать Западом и его полчищами. Мол, они придут, раздавят, расчленят и растерзают. Здесь Лукашенко счел нужным оговориться и добавить, что он, как президент, обязан все это иметь в виду и не откидывать ни один из вариантов, даже самый абсурдный.
Конечно же, все закончилось заверениями со стороны минского автократа, что никто белорусов на колени не поставит. С одной лишь оговоркой, что возникновение какой-либо угрозы для независимости Беларуси возможно лишь по экономическим причинам.
Однако белорусская экономика, похоже, держится только на милости Кремля. Обвальная очередная девальвация не наступает лищь благодаря российским кредитам, выпрашиваемым на все более невыгодных условиях и все чаще, и во все большем объеме. Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.
Для многих белорусов «Крым тоже наш»?
Следованию Минска в фарватере Москвы стремится воспрепятствовать белорусская оппозиция, выступившая, в частности, против прохода российских войск 3 июля в параде по случаю Дня независимости Беларуси. Сегодня они, мол, чеканят шаг по минской брусчатке, завтра же оккупируют Синеокую подобно Крыму.
Тем не менее значительное количество белорусов в силу влияния московских телевизионных каналов и неких внутренних глубинных установок оценивает внешнеполитический курс России приязненно. По данным свежего июньского опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), лишь чуть более четверти респондентов видят в российском присоединении Крыма империалистический захват и оккупацию. В то же время почти две трети опрошенных видят во временной оккупации полуострова Москвой «возвращение России русских земель и восстановление исторической справедливости».
Есть еще более красноречивые цифры у социологов. Чуть менее четверти белорусов оценивают события в Донецкой и Луганской областях как организованный Россией мятеж. В то же время для практически двух третей опрошенных респондентов это есть проявление «народного протеста против нелегитимной власти». Между прочим, новую украинскую власть, пришедшую на смену правительству бежавшего из Украины Виктора Януковича, готовы зачислить в «фашисты» половина опрошенных.
И все же социологическая картина в целом гораздо сложнее. В белорусском обществе присутствуют и моменты тревоги за судьбу своей страны, поскольку теплое чувство к России не означает автоматической готовности слиться с нею в экстазе. Например, за превращение Беларуси и России в единое государство с единым правительством, президентом, армией, валютой, флагом, гербом и тому подобными атрибутами государственности выступают сейчас лишь менее десяти процентов респондентов. Два года назад их было 13%.
Иной вопрос в том, что на фоне подобных настроений местного электората, явно взвинченного российскими средствами массовой информации, двусмысленным образом выглядит и сам президент Александр Лукашенко. Он с явной радостью участвовал в инаугурации Петра Порошенко, на которую не получил приглашение Владимир Путин.
Зафиксированные НИСЭПИ пророссийские тренды в сознании белорусов радуют посла Российской Федерации в Синеокой Александра Сурикова и по душе самому хозяину Кремля, но вряд ли приводят в восторг его коллегу в Минске. Русификация языка и самого мышления жителей Беларуси зашла так далеко, что влечет за собой серьезный риск для режима Александра Лукашенко. Вот почему он и заговорил по-белорусски, хотя в прошлом часто проявлял себя полным невеждой в вопросах белорусской культуры. Живший в пятнадцатом-шестнадцатом веках первопечатник на восточнославянских землях Франциск Скорина из Полоцка гулял, по мнению главы государства, по улицам Санкт-Петербурга, хотя столицу Петра Первого построили лишь в восемнадцатом веке. Также президент однажды поведал, что зачитывался стихами всемирно известного белорусского писателя Василя Быкова, хотя тот никогда в жизни их не писал.