В Минске накануне начался новый раунд переговоров по разрешению кризиса на востоке Украины. В работе традиционной трехсторонней контактной группы приняли также участие представители непризнанных республик ЛНР и ДНР. Руководство ДНР представляли А. Захарченко и А. Пургин, а ЛНР И. Плотницкий и А. Карякин.
По итогам переговоров стороны согласовали меморандум, который призван способствовать реализации Протокола от 5 сентября. Как сообщил Л. Кучма, представляющий на переговорах украинскую сторону, в нем присутствует девять положений:
Прекращение применения оружия с обеих сторон.
Остановка всех военизированных формирований на тех позициях, которые они занимали по состоянию на 19 сентября.
Запрет на ведение наступательных действий и применение всех видов оружия.
Стороны договорились отвести от зоны соприкосновения все крупнокалиберное вооружение на расстояние минимум 15 км, либо на расстояние равное максимальной дальности их стрельбы и запретить размещение военной техники в населенных пунктах.
Сторонами достигнута договоренность о выводе из зоны конфликта всех групп иностранных наемников, со стороны всех участников конфликта, а также военной техники.
Стороны договорились создать в зоне конфликта 30-километровую зону безопасности, из которой будет отведено тяжелое вооружение, в том числе артиллерии на 15 км вовнутрь своих территорий.
Запрещается установка минных и инженерных заграждений, а установленные ранее в зоне безопасности необходимо снять. Вдоль границы Украины с территорией РФ предполагается развернуть группы наблюдателей ОБСЕ. Развертывание должно начаться в зоне прекращения боевых действий спустя сутки после принятия меморандума.
Введен запрет полетов над зоной АТО военной авиации, а также летательных беспилотных иностранных аппаратов за исключением аппаратов миссии ОБСЕ над зоной безопасности.
На состоявшейся по завершению трехсторонней встречи пресс-конференции, второй президент Украины Л. Кучма сообщил также о том, что сторонами принято решение продолжить активный обмен пленными. Как сообщил участник приговоров с российской стороны, посол М. Зурабов, контактной группой была лично определена линия соприкосновения сторон конфликта. Благодаря этому была согласована позиция сторон по отводу тяжелой техники. Он также сообщил, что все договоренности относительно зоны конфликта вступают в силу через один день.
Трехсторонняя комиссия собралась 19 сентября на очередной раунд приговоров в Минске. Со стороны Украины в переговорах участвует экс-президент Л. Кучма, Россию представляет посол РФ в Украине М. Зурабов, в качестве третьей стороны на встрече присутствует официальный представитель ОБСЕ А. Тальявини, а также представители ДНР и ЛНР. В целом никто не ждал каких-то неожиданных решений от этой встречи. Она была направлена на детализацию пунктов Протокола, поддержанного сторонами на прошлой встрече. Слаженность работы всех сторон, принимающих участие в переговорах и отсутствии «резких движений», говорит о том, что основные решения принимаются не в Минске, а по-видимому, во время участившихся в последнее время переговоров лидеров Украины и РФ в телефонном режиме. Участники Минских встреч лишь фиксируют эти договоренности и согласовывают их.
В Минске постепенно решается судьба Донбасса.
Предыдущая встреча сторон прошла там же, в Минске, 5 сентября. Тогда сторонами был согласован Протокол с предложениями по урегулированию ситуации на востоке Украины. В основу документа легли пункты мирного плана, предложенного ранее президентом Украины и предложений которые подготовил президент РФ. Главной позицией согласованного тогда Протокола стало решение о вводе режима прекращения огня в зоне конфликта. Украина обязалась принять ряд законодательных решений, способствующих завершению конфликта. Верховная Рада 16 сентября приняла законы «об особенностях местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей» и амнистии для участников конфликта на востоке Украины.
В Украине принятие законов от 16 сентября встретили очень неоднозначно, а в большинстве случаев резко негативно. В частности отмечалось, что в принятых документах заложены потенциально опасные решения. На захваченных территориях разрешили проводить местные выборы и создавать собственные подразделения по охране порядка. Критики увидели в этих решения легализацию лидеров сепаратистов в представителей местного руководства, многими было предсказано попадание боевиков в новый состав парламента. Рядовые боевики якобы получили возможность легализоваться в представителей по охране порядка. Кроме того предложен переходный период по возвращению захваченных территорий конфликта под украинский суверенитет. Это дает возможность преступникам укорениться в обществе. Не все понятно и с амнистией, критики заметили пути ухода от ответственности самым ярым и жестоким террористам, хотя в Законе вполне четко прописано, что амнистию получат только те, кто сложит оружие и не совершал в прошлом особо тяжких преступлений.
Как бы там ни было, но достижение договоренностей по нормализации ситуации на Донбассе является крайне необходимым. В ситуации, когда Донбасс переполнен боевиками, наемниками, российскими войсками и оружием легких решений быть не может, а война стоит ослабленной Украине многих жертв. Это значит, что необходимы разумные компромиссы.