Какое влияние украинский кризис оказал на белорусскую политику, рассказал известный политолог Валерий Карбалевич в ходе IV Конгресса исследователей Беларуси, прошедшего в Каунасе. Журналисты издания «Ежедневник» привели выдержки из доклада политолога.
«Украинский конфликт довольно сильно повлиял на всю систему международной безопасности, международных отношений, а наиболее – на Восточный и Центральный регионы Европы. Естественно, любой кризис отмечается не только проблемами, но и окном возможностей. Именно поэтому в настоящее время все страны региона приспосабливаются к новой ситуации, которую создал кризис в Украинском государстве. На внутреннюю и внешнюю политику Беларуси он оказал довольно сильное воздействие. Этот кризис укрепил социальную модель Беларуси. Он поспособствовал тому, что в государстве произошла консервативная реставрация этой модели. По окончании кризиса 2012 года очень многие говорили, что она становится малоэффективной, этот процесс становится необратимым, и ее необходимо менять. Но кризис в Украине все повернул обратно», - сообщает Карбалевич.
На первое место вышли вопросы безопасности.
«Экономический фактор, в течение длительного времени бывший основным фактором отношения общественности к властям, перестал занимать столь значимую позицию. Первое место заняли вопросы безопасности. Общество просто испугалось событий, имевших место в Украине, увеличился запрос на крепкую власть, на стабильность, на сильную руку, в связи с чем рейтинг Александра Лукашенко постоянно растет, несмотря на то, что экономическая ситуация постепенно ухудшается. Одновременно понижается уровень доверия к оппозиционным силам, которые отождествляются с Майданом, а соответственно, с хаосом, анархией, гражданской войной и тому подобным.
Другой вопрос – насколько долговременным будет данный фактор. В настоящее время на него никто определенно ответить не сможет, поскольку многое зависит от длительности самого украинского кризиса», - отметил политолог.
«Вторым очень важным моментом является то, что белорусское общество воспринимает украинский кризис через призму телеканалов Российской Федерации. Примерно от 51 до 67% граждан Беларуси, согласно различным опросам, поддерживают позицию России. Причем такая позиция не совпадает и достаточно сильно расходится с мнением официального Минска. Такая ситуация создает для белорусской власти определенные проблемы. Лукашенко уже осознал тот факт, что он не может контролировать массовое сознание в своей стране. Такой контроль практически перешел к Российской Федерации, и она в любое время может задействовать все свои информационные рычаги для того, чтобы создать такую картинку, которую будет считать нужной.
В Беларуси существенно активизировались пророссийские, панславистские, русофильские силы. Они активно пытались выйти на арену публичности, в связи с чем власть приняла решение с ними разобраться. Власти фактически ведут в настоящее время борьбу как с проевропейской оппозицией, так и с пророссийскими силами.
Что касается фактора внешнеполитического, то украинский кризис, безусловно, достаточно сильно напугал минскую власть. Москва ярко продемонстрировала, что ради собственных интересов она может применять любые методы для поддержания контроля в зоне так называемого «русского мира». Сам Лукашенко уже несколько раз говорил об этой угрозе, но он пока и сам не знает, что с ней нужно делать. В связи с этим абсолютно по-новому поднимается вопрос о расположении на территории Беларуси российских военных баз и других военных объектов. Но мы уже знаем, как Москва использовала свою военную базу на территории Крыма для его оккупации. И что в настоящее время делать с такими объектами?» - полагает эксперт.
Лукашенко сумел грамотно маневрировать между Украиной и Россией.
«Необходимо подчеркнуть, что Лукашенко удалось очень филигранно маневрировать между противостоящими силами: не ссорясь с Российской Федерацией, получилось наладить достаточно хорошие отношения с украинскими властями. Одновременно Александр Лукашенко использует этот конфликт для того, чтобы попробовать разморозить свои отношения с США и Евросоюзом. В условиях сложившегося геополитического конфликта и кризиса в Украине вопросы ценностей несколько отходят на другой план. А именно вопрос ценности прав человека был основным препятствием на пути некоторого улучшения отношений между Минском и Западом. Сейчас этот вопрос немного уходит в сторону, а на первый план выходит геополитика», - отметил политолог.
Минск занял позицию нейтралитета.
«По важнейшему украинско-российскому вопросу Минск, можно сказать, занял позицию нейтралитета. Кроме того, Минск пытается предпринять миротворческие усилия. В связи с чем белорусская стабильность существенно повысилась в цене и для Запада, а не только для белорусских граждан. На фоне произошедших в Украине событий режим Лукашенко стал выглядеть менее одиозным с точки зрения Запада. Лукашенко на фоне Владимира Путина уже является не самым «плохим парнем» в Европе.
Такая ситуация дает белорусским властям дополнительные баллы, и они пытаются на этом сыграть. Пока нельзя заявить, что на этом они смогли много выиграть, но процесс некоторого размораживания отношений уже начался», - подытожил эксперт.