Ровно 15 лет назад, 20 октября 1999 года, Национальный банк подписал постановление о осуществлении в государстве деноминации. Нарицательная стоимость рубля 1 января 2000 года поменялась в тысячу раз, в результате чего денежные знаки Беларуси лишились трех нулей.
Вопрос деноминации на протяжении последних лет в Беларуси в очередной раз актуализировалась — правительство уже напечатало новые финансовые средства и ожидают удобного момента, чтобы обновить финансовый ряд. Аналитики Naviny.by смогли назвать приблизительные сроки, когда третья деноминация может быть осуществлена. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Белорусские копейки — дорогостоящее удовольствие.
В прошедшую субботу Национальный банк осуществлял День открытых дверей и продемонстрировал несколько экспозиций, одна из которых посвящалась денежным знакам, которые находились в обращении после обретения Беларусью независимости. «А что, у нас пятимиллионные купюры были?» — интересуются у родителей дети, прибывшие на экскурсию в Национальный банк.
Банкноты, которыми рассчитываются в настоящее время белорусы, скорее всего, через 5-10 лет также отправятся на хранение только в музее Национального банка и у коллекционеров. Для большинства стало заметным, что при тех скорости инфляции и девальвации, которые отмечаются в государстве на протяжении последних лет, деноминацию так либо иначе осуществлять придется. Неопределенным остается вопрос — когда именно ее огласят.
Специалисты подчеркивают, что сегодня еще не наблюдается острой необходимости осуществлять финансовую реформу, и имеется возможность перенести ее до лучших времен.
«Инфраструктура предоставляет возможность обслуживать присутствующий купюрный ряд. Национальный банк ее модернизирует, отводя из обращения определенные купюры, меняя пропорции купюрного ряда», — рассказывает специалист БелаПАН в финансовых кругах.
Слухи о как-бы грядущей деноминации в Беларуси со стремительностью размножаются на протяжении последних пять-шесть лет. В первый раз они были замечены осенью 2008-го — незадолго до падения белорусского рубля, которое состоялась в январе 2009 года.
После этого стало известно, что слухи, которые «закручивают» умы населения, не голословны. В октябре прошедшего года, комментируя вопросы корреспондентов, Александр Лукашенко проговорился, что новые финансовые банкноты напечатаны и «не один год они хранятся на складах».
Новые банкноты в глаза пока почти никто не видел, известно только по словам президента государства, что новая валюта Беларуси «на евро похожа». А вот до белорусских копеек, «похожих» на евроценты, дело, скорее всего, не дойдет. Монеты — дорогостоящее удовольствие: стоимость их обращения значительно выше в сравнении с бумажными финансовыми средствами. Между прочим, именно по причине дорогостоящей инкассации большинство обменных пунктов не соглашаются сегодня принимать монеты.
Можно предполагать, что номинальная стоимость рубля спустя третьей деноминации поменяется в сто раз, и денежные знаки Беларуси лишатся двух нулей. Однако, в сентябре нынешнего года Национальный банк решил, что с 2015 года банкнота, номиналом 50 рублей будет постепенно выводиться из обращения, и окончательном итоге данный процесс окончится в середине 2016 года. Данным образом, номинал банкноты наименьшего достоинства будет составлять 100 рублей. Зачеркнуть нули после данного будет легко, и копейки вводить не потребуется.
Неприятная процедура.
Деноминация — процедура полностью техническая, хоть и затрагивает финансовые средства. Однако граждане к данному полностью техническому процессу относятся, в меньшей степени, настороженно, а как результат — негативно.
«С деноминацией у нас часто ассоциируется выражение «девальвация». Проблема состоит в том, что, в первую очередь, большинство путают одно с другим, во вторую очередь — в памяти сохранились негативные события 1990-х годов, когда после деноминации у нас разгорались инфляционные спирали», — рассказывает ведущий специалист в Беларуси Валерий Полховский.
С учетом вышеуказанных причин граждане весьма болезненно воспринимают слухи о как бы грядущей деноминации, которые с завидной регулярностью образовывались на протяжении последних пять лет.
«Препятствие для осуществления деноминации в нашем государстве — нестабильные инфляционно-девальвационные ожидания населения. По той причине, что общество с тревогой воспринимает информацию о деноминации, ждет в связи с ней подвоха, ее оглашение способно повлечь за собой отток рублевых инвестиций и повышение спроса на валюту», — подчеркивает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.
Предвидя отрицательные последствия, правительство, хоть новые банкноты уже давно напечатаны и сохраняются на складах, не решалось оглашать деноминацию в последние годы.
«Деноминация переносилась по причине нежелания правительства лишний раз будоражить население. На протяжении последних пять лет у нас демонстрировалось две девальвации, и на этом фоне проведение деноминации было нецелесообразно», — считает финансовый специалист Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.