Выборы, состоявшиеся 26 октября текущего года в украинскую ВР, в Беларуси вызвали довольно большой интерес. Относительно двусторонних отношений, то в течение ближайшего времени существенных изменений ожидать не следует. В довольно отдаленной перспективе, от развития ситуации в украинских южных соседей будет зависеть, появится для белорусов негативный или позитивный пример.
Итоги парламентских выборов в Украинском государстве каких-то больших неожиданностей не преподнесли: как и ожидалось, довольно внушительную победу одержали кандидаты, являющиеся сторонниками европейского выбора. Поэтому есть надежда на то, что украинская власть бесповоротно встанет на путь к европейскому развитию. Об этом пишет издание «БелаПАН».
Рада новая, но отношения прежние…
Скорее всего, оснований думать, что новый парламент приведет к каким-то заметным изменениям в отношениях Беларуси и Украинского государства, нет. Тем более что президент Беларуси, в отличие от лидера Российской Федерации, практически не делал каких-либо критических замечаний в сторону лидеров обеих политических сил, которым наибольшее количество избирателей отдали свои голоса - «Народного фронта» и «Блока Петра Порошенко».
Помимо этого, в высказываниях представителей белорусской власти, хоть и не всегда последовательно, была выражена поддержка территориальной целостности Украинского государства и его свободы по поводу европейского выбора.
Несмотря на тот фактор, что ситуация с террористическими группировками на территории Донецкой и Луганской областей остается непредсказуемой и довольно напряженной, масштабное кровопролитие в этом регионе, все же удалось немного приостановить благодаря переговорам, состоявшимся в Минске, в сентябре месяце, в число инициаторов которых вошел и белорусский лидер.
Конечно, понятный тот факт, что предоставление площадки не являлось главной предпосылкой именно такого результата. Однако, отрицать определенный вклад со стороны Беларуси в достижение этого результата было бы очень несправедливо. Также не стоит забывать и о многогранном экономическом сотрудничестве, в расширении и продолжении которого, заинтересованы и с украинской стороны, и с белорусской.
Исходя из этого, можно заявить, что обстоятельств, которые могли бы каким-то образом препятствовать сохранению в целом хороших дружественных украинско-белорусских отношений, не существует. Это видно и с вполне позитивного комментария пресс-службы внешнеполитического ведомства Беларуси, относительно проведения в Украинском государстве внеочередных парламентских выборов.
Пожалуй, останется открытым только единственный вопрос: как себя поведет переформатированный парламент Украины в отношении белорусских соседей? Однако, скорее всего, с учетом, мягко говоря, не очень существенной роли, отведенной Национальному собранию Беларуси в международных отношениях, очень большого значения это иметь не будет.
Однако соображения такого рода будут действовать исключительно в том случае, если власти Российской Федерации вновь не примут решение направить все свои силы и средства на дестабилизацию украинской ситуации, в том числе путем поддержки различных вооруженных формирований или путем использования собственных войск.
Сергей Лавров, глава российского внешнеполитического ведомства, заявил о намерении Кремля признать итоги выборов на территории, не контролируемой украинскими властями, и полностью исключить возможность розыгрыша агрессивного сценария, однако если бы это было правдой – оно было бы уж слишком опрометчиво. В случае реализации вышеуказанного заявления, положение дел в РФ вновь станет неопределенным, а также будет полностью зависеть от того предела, до которого захочет дойти Российская Федерация и от решимости западных государств в противодействии ей.
В случае, если Москва таки рискнет пуститься во все тяжкие, ей придется мобилизовать все свои силы и союзников (в первую очередь, партнеров по ЕАЭС – Казахстан и Беларусь). Именно в этом случае официальному Минску необходимо будет доказывать России свою верность не на словах, а на деле.
Украина как пример.
Очевидным является тот факт, что расклад сил, возникший в ВР, является необходимым, но далеко не достаточным условием для твердого взятия Киевом курса на вхождение в Европу. Несмотря на это, даже в самом лучшем случае, для достижения вышеуказанной цели потребуется очень много усилий и времени. По крайней мере, 2015 год в Украинском государстве обещает быть очень тяжелым. Его европейский выбор, в свою очередь, подвергнется слишком суровым испытаниям, и пока нет абсолютной уверенности, что все украинцы готовы к ним.
Независимо от того, выдержит ли Украина эти испытания, можно не подвергать сомнению то, что государственные медиа Беларуси в мельчайших деталях проинформируют население государства о колоссальных проблемах Украины, и заодно объяснят, что все это – результат Майдана и ориентации на Европу. Исходя из того, что главным лозунгом предстоящей президентской кампании в Беларуси в 2015 году будет «сохранение стабильности» - следует ожидать, что ситуация на территории Украинского государства пойдет только на пользу действующим белорусским властям.
Одновременно с этим, положение дел, в более долгосрочной перспективе, может кардинально поменяться. Если украинцам таки удастся преодолеть все основные трудности и обозначить положительную тенденцию, это отлично скажется на настроениях общества Беларуси, и оно, вероятней всего, захочет последовать примеру соседских государств. Однако при очередном провале, Беларусь может надолго утратить свой стимул к сближению с Европой и всем цивилизованным миром.