Программа работы властей Беларуси никогда не отличалась сложностью, но при этом построена на известной только ограниченному числу ученых «пирамиде Маслоу». «Какие лозунги будет использовать Александр Лукашенко в предвыборной кампании 2015 года?» - задается вопросом сайт naviny.by.
В фундаменте этой пирамиды всегда лежат физиологические потребности, на которые режим традиционно откликался слоганом «чарки и шкварки», а на расположенную немного выше ступень пирамиды Маслоу (безопасность) – стабильностью.
Однако что происходит в настоящее время? Всеобщее потребительство, усиленно взращиваемое белорусскими властями, оказалось под ударом из-за просевшей экономики. А царящий сейчас товарно-валютный ажиотаж мало подпадает под определение «стабильность».
Последние поступки Нацбанка и Совмина де факто завершили оформление гибридной девальвации декабря прошлого года. Зарплата в Беларуси ожидаемо сползет до 400-450 долларов, и, вполне возможно, что это еще не предел. Нацбанк, кажется, собирается пустить рубль в свободное плавание.
Таким образом, акцентировать внимание на «чарках и шкварках» в то время, как народ ощутимо беднеет, как-то не комильфо. Тем более что на старте этой пятилетки звучали обещания про 1000 долларов средней зарплаты. Конечно, будет упоминаться, что в стране никто не голодает, но делать это главным лозунгом при том, что с 2009 года народ Беларуси пережил 4 девальвации, точно никто не станет.
Ну и в такую лихую пору нервировать народ возможными преобразованиями и пертурбациями тем более никто не собирается.
Поворот Лукашенко к национализму невозможен.
В последнее время в нескольких российских СМИ прозвучала мысль, что президент Лукашенко сблизился с белорусскими националистами–радикалами и всяко их привечает. Проводит дни вышиванки, главную елку страны народными узорами повелел украсить.
Впрочем, нелепость этих силлогизмов видна невооруженным глазом. Но также понятно, что белорусской власти выгодно переложить ответственность за нынешний кризис на северного союзника.
Политический аналитик Юрий Дракохруст приводит данные социологических опросов за 1998 год. Тогда по Беларуси ударили последствия российского дефолта. Так вот, он обращает внимание на то, что рейтинг Лукашенко, наоборот, взлетел до небес. Ведь он представлялся тогда избирателям защитником. Народ разочаровывать не стали и во всем обвинили Россию.
Так что эксперт не исключает, что и в этот раз Лукашенко воспользуется тем же способом, представая перед людьми в облике защитника от экономической напасти, пришедшей из РФ.
Выступление в декабре Лукашенко именно в таком ракурсе и прошло: Беларусь все кому не лень обижают, нападают, а кризис этот от соседей и занесло. Это звучало в контексте идущей продовольственной войны с Россией. Поведение Москвы Лукашенко выставлял глупым и недальновидным.
Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра «Стратегия», считает, что, скорее всего, Лукашенко сейчас не станет организовывать искусственную информационную кампанию, направленную против Москвы, но при подходящем случае не преминет кольнуть Россию побольнее.
А относительно гипотетического сближения Лукашенко с националистами – этого не может быть по куче причин. Угрозы независимости страны нет, во всяком случае, острой, и не предвидится, как минимум пока Россия занята украинским кризисом.
Люди, голосующие за Лукашенко, не готовы к принятию идей этнокультурного национализма.
И вообще, для Лукашенко, который ставит себе в личную заслугу разгром БНФ, просто психологически невозможно развернуть всю свою политику в эту сторону.
Ну и главное, режим Лукашенко держится на фундаменте аполитичности масс, а национализм – это уже какая-никакая политизация, и Бог его знает, куда это может завести.
Несомненно, во время предвыборной кампании Лукашенко не преминет прилюдно разобраться в том, кто виноват в экономических трудностях. Список виноватых достаточно широк: коррумпированная местная бюрократия с ее неповоротливостью, российский кризис, и т. д. При этом образ врага, демонстрируемый на «внутреннем рынке», вряд ли может дать повод считать это поворотом Лукашенко к национализму.
Эксперт обращает внимание на то, что даже более серьезные конфликты – информационная война 2010 года и т. п. - не усиливали националистический базис в республике.
Главным, скорее, будет лозунг «Чтобы не было войны». То есть стабильность и безопасность в нынешней ситуации востребованы как никогда.
В данный момент президенту Лукашенко нечего опасаться конкурентной борьбы, ведь у него сейчас в стране нет достойных оппонентов.
Лукашенко, конечно, понимает, что иметь свою, фирменную идеологию было бы неплохо, но, увы, все попытки ее создать претерпевали крах. Впрочем, это не мешает ему во время многочасовых выступлений упражняться в красноречии.
Лукашенко будет давить на то, что без него все будет гораздо хуже. Сомнительно вообще, что президенту нужна какая-либо продуманная программа. Расчет на победу будет построен на инерции, безальтернативности и подавлении конкурентов.
Впрочем, лозунги не главное, пока в государстве работает силовой ресурс. Правда, и этот фактор не может подчинить себе экономические законы, но тут Лукашенко рассчитывает на терпеливость и безропотность белорусской общественности.