Трудоспособных белорусов, которые не работают, и, следовательно, не платят налогов, собираются озадачить единовременным сбором – такая мера предусмотрена в проекте декрета о стимулировании занятости, как сообщает сайт naviny.by.
Президент Беларуси неоднократно говорил, что около 500 тыс. белорусских граждан нигде не работают, ну как минимум официально. Налогов они не платят, но всеми социальными благами попользоваться не брезгуют.
По этому поводу Лукашенко говорит, что страна имеет право спросить у них, за чей счет они будут жить? Ведь эти граждане должны работать, платить налоги и обеспечивать себя. Не может быть никакого социального иждивенчества.
В декрете сказано, что трудоспособные граждане, более полугода не платившие налогов, станут вынуждены платить раз в год единовременный сбор в сумме 20 базовых величин. Сейчас эта величина в Беларуси составляет 180 тыс. рублей. Следовательно, один раз в год все тунеядцы обязаны отстегнуть государству 3,6 млн. рублей или 250 долларов США по сегодняшнему курсу.
Тех, кто решит уклониться от сбора или оплатит его не в полном размере, будет ждать административное наказание. Параллельно с этим готовится перечень тех граждан, которых освободят от уплаты сбора – имеются в виду нетрудоспособные или ухаживающие за детьми.
Вообще-то эта идея совсем не свежая – первым с такой рационализацией выступил бывший премьер-министр Михаил Мясникович, еще позапрошлым летом. Эксперты, впрочем, полагают, что под видом борьбы с тунеядством идет война с теневыми схемами в экономике.
Так что получается, что в первую очередь под этот сбор подпадут выезжающие на заработки строители или не прошедшие регистрацию репетиторы. Также и приграничные торговцы не будут забыты.
Однако нехитрые расчеты показывают, что быть тунеядцем в Беларуси выгоднее, чем работать и платить налоги.
Ежемесячно государство вынимает из кармана белоруса 14% от суммы, им заработанной. 13% - это подоходный налог, а 1% отправляется в Пенсионный фонд. 34%, которые уходят в Фонд социальной защиты населения и выплачиваются предприятием, не учитываются.
Известно, что в прошлом году средний белорус получал около 6 млн. рублей, средняя зарплата за ноябрь – 6 194 398 рублей.
Так что получается, что при зарплате в 6 млн. рублей белорус отдает в казну 840 тыс. рублей. За целый год получается более 10 млн. рублей. А в соответствии с проектом декрета о стимулировании занятости, не имеющие работы или официального источника дохода трудоспособные белорусы должны будут платить 4 млн. руб. в год. Так что быть тунеядцем в Беларуси дешевле.
В Беларуси насчитали почти полмиллиона тунеядцев.
Президент Лукашенко считает, что в стране около 500 тыс. тунеядцев – людей нигде не работающих и живущих за счет государства. Так ситуация выгладит с властного олимпа. Но если дать себе труд глянуть на это «снизу», то вдруг выяснится, что многие тунеядцы на самом деле вполне добросовестные работники, которые просто не вписались в экономическую картину в стране.
Общеизвестно, что в белорусском законодательстве вообще отсутствует такое определение как «тунеядец». Этот термин остался в советском законодательстве. МВД, однако, предлагает восстановить это определение. Они хотели бы видеть в Административном кодексе статью, которая даст возможность привлекать к ответу лиц, умышленно нигде не работающих. Или принять иной нормативный документ, который урегулирует отношение государства к социальным иждивенцам.
Но в настоящей жизни не все так просто, как кажется в высоких кабинетах. Многие из так называемых «тунеядцев» на самом деле старательно работают и содержат свои семьи.
Вот пример таких людей:
Марина, 27 лет, выйдя из декрета долго не могла найти работу по причине отсутствия квалификации. Пришлось пойти работать продавцом на рынок. Работает неофициально, владелец торгового места смог договориться. Получает процент от вырученного – приносит деньги домой ежедневно. Семья живет не богато, но не бедствует, пособий не требует.
Семен, 45 лет. Работает на дому – переводит книги с английского, потом их издают в России. Зарплату получает на пластиковую карточку. Кстати, российского банка, но тратит их в Беларуси. Договор с издательством был заключен устно. Он так уже работает 5 лет и очень доволен.
Владимир, 35 лет. Работает «литературным негром» на известную российскую писательницу, выступающую в детективном жанре. На эту писательницу в Беларуси работает около 6 человек. Также договор оформлен устно.
Анна, 20 лет. Она копирайтер. Постоянной работы пока не хочет. Поэтому работает с разовыми заданиями. Копиратингом девушка занимается уже несколько лет. Оплату получает через электронную систему платежей. Налогов, конечно, не платит, но у родителей на шее не сидит и сама платит за учебу.
Конечно, проблема с тунеядством существует, и, действительно, содержание таких граждан влетает государству «в копеечку». Но тем не менее тунеядство - проблема социального характера, и, следовательно, решать ее следует не в правовом поле. Если бы было возможно решать социальные проблемы неотвратимостью возмездия, то с момента введения Налогового, Административного и Уголовного кодексов Беларусь мгновенно превратилась бы в сказочно-идеальную страну с нереально богатыми и фантастически честными гражданами.