Несмотря на существенную девальвацию белорусской национальной валюты, цены в стране практически не растут. Показательным только является увеличение цен на дизельное топливо и бензин, несмотря на то, что нефть дешевеет.
В конце прошлого года белорусское правительство ввело мораторий на увеличение цен на большинство товаров до 15 января текущего года. Однако и после этой даты увеличение цен не происходит, кроме подорожания медикаментов и автомобильного топлива.
Согласно мнению многих экспертов, директивное удержание цен в условиях существенной девальвации национальной валюты (за полтора месяца около 40 процентов) может привести к довольно негативным последствиям для экономики государства.
Приэтом, этом, курс белорусского рубля к доллару США торгуется в восходящем тренде на уровне 14 330 белорусских рублей за 1 доллар США, - отмечают аналитики брокера Nord FX / NordFX:
Что в 2015 году подорожало?
Из продуктов питания больше всего подорожали белорусские огурцы - после новогодних праздников их цена увеличилась вдвое - с 18-25 тысяч до 50-55 тысяч белорусских рублей. При этом килограмм отечественных огурцов в настоящее время стоит почти в три раза дороже бананов (от 14 до 19 тысяч за килограмм) и ананасов (от 18 до 25 тысяч).
Кроме этого, согласно словам Станислава Богданкевича, бывшего председателя Нацбанка Беларуси, постоянно дорожают медикаменты. «Недавно зашел в аптеку, так цены там растут уже не по дням, а по часам», - рассказывает он.
13 января в Беларуси выросло в цене и автомобильное топливо. Бензин марки АИ-92 в настоящее время стоит 11100 рублей (до подорожания стоил 10600), а марки АИ-95 - 11900 (было 11400). Дизельное топливо стоит 12300 рублей (до подорожания стоило 11700), несмотря на то, что за прошедший год цена нефти упала почти в два раза.
Без парадоксов.
Согласно словам экономиста Льва Марголина, никакого парадокса здесь нет: «Если при рыночной экономике цена бензина регулируется предложением и спросом, то в Беларуси она регулируется акцизами». «Во-вторых, несколько дней назад налоговые платежи по нефтепродуктам, которые шли в рублях, заменили платежами в валюте, соответственно, их рублевый эквивалент при девальвации будет постоянно увеличиваться. Поэтому увеличение стоимости автомобильного топлива является попыткой переложить государственные проблемы на плечи потребителей», - полагает экономист.
Также он подчеркивает, что рост цен на автомобильное топливо будет продолжаться даже в случае еще большего снижения цены нефти. По его словам, дело в том, что власти страны декларировали привязку цены бензина марки АИ-92 к американскому доллару, то есть один литр этой марки бензина должен стоить один доллар. В настоящее время даже после удорожания литр этой марки бензина стоит 70 американских центов. «Если у нас курс остановится на 17 тысячах рублей за единицу США, то и стоимость бензина однозначно будет равняться 17 тысячам. Это произойдет не слишком скоро, поскольку народ может взбунтоваться, однако постепенно это произойдет», - полагает эксперт.
К чему может привести мораторий на цены?
Стоимость остальных групп товаров пока остается на прежнем уровне. Тот факт, что мораторий на удорожание будет продлен и после середины января, дал понять президент страны Александр Лукашенко во время выступления на внеочередной сессии парламента. «Несоизмеримо с прошлыми кризисами у нас ресурсы дешевле. Поэтому ничего страшного не случится, если мы на том же уровне цен продержимся еще некоторое время. Мы не понижаем их, однако, может, где-нибудь и придется вручную их отрегулировать, на некоторые группы товаров, но в этом нет ничего страшного», - заявил президент Беларуси.
Как отмечает Евгений Прейгерман, директор по исследованиям Либерального клуба, и Министерство торговли это подтвердило: заморозка цен с 15 января не остановится. Согласно словам аналитика, если это и дальше продолжится, многие субъекты начнут покидать рынок, а оставшиеся при сохранении такой ситуации через некоторое время могут просто обанкротиться.
Прейгерман отмечает, что лозунг сохранения цен очень хорош в год выборов главы государства, однако ситуация не сможет оставаться стабильной на протяжении длительного периода. По его мнению, в ближайшее время белорусские власти будут вынуждены искать какие-то точки соприкосновения с бизнесом.
Чтобы не было паники.
Как отмечает Евгений Прейгерман, мораторий на рост цен был введен с целью избежать паники среди граждан страны, особенно в период новогодних праздников. «При этом совершенно понятно, что это довольно тяжело соотносится с законами экономики. Учитывая этот факт, все эти меры будут иметь краткосрочное действие», - отмечает эксперт.
Экономист Лев Марголин, в свою очередь, называет решение белорусских властей о замораживании цен при существенной девальвации нацвалюты «отсутствием внятной политики правительства». «Как можно при падении нацвалюты на 40 процентов запрещать увеличение цен?» - говорит он.
Согласно мнению Льва Марголина, существует два варианта развития дальнейших событий. «Некоторые предприятия будут выходить из сложившейся ситуации за счет переименования товаров, к примеру, была «Докторская» колбаса, а станет «Докторская - люкс», однако в разы дороже. А некоторые товары вообще исчезнут из продаж. Это «очередное наступление на грабли с советских времен, - полагает он. - Если Министерство торговли это не поймет, то с полок магазинов начнут пропадать товары. А вот тогда кто-то спохватится», - отмечает Лев Марголин.