Программу преодоления кризиса, утвержденную правительством Беларуси, эксперты не склонны характеризовать слишком позитивно. В силу отсутствия конкретики в плане «шоковой терапии» специалисты называют его «шоком без терапии». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Беларуси» онлайн-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Белорусские новости».
На днях белорусское правительство утвердило программу деятельности на текущий год. После оценки плана действий руководства страны экспертами в нем был обнаружен один существенный недостаток. Специалисты не нашли в плане столь необходимой для документа подобного характера конкретики. Учитывая это, аналитики назвали план очередным шоком, признака терапии в плане эксперты не увидели.
Намерения правительства, выраженные в документе.
Планы руководства Беларуси изложены в программе деятельности, утвержденной постановлением Совета министров от 18 февраля текущего года. В документе можно найти планы правительства относительно реализации политики по всем направлениям государственной деятельности – от макроэкономического регулирования до охраны окружающей среды.
Согласно тексту документа, главными целями работы правительства в текущем году являются:
- обеспечение макроэкономической и социальной стабильности в государстве при нарастающих внешних вызовах и угрозах;
- качественное завершение нынешней пятилетки и формирование оптимальных условий для дальнейшего развития экономики Беларуси на протяжении следующих пяти лет и в долгосрочной перспективе.
В качестве приоритетных задач, выполнять которые следует белорусскому правительству, указаны следующие пункты:
- проведение эффективной политики в денежно-кредитной и макроэкономической сфере;
- реализация действенной антиинфляционной политики;
- развитие предприятий малого и среднего бизнеса в условиях здоровой конкуренции;
- увеличение объема и диверсификация экспортных поставок, а также ряд других заданий.
В плане действий правительства на 2015 год указаны несколько сценариев для развития экономики государства, которые отличаются между собой заложенными базовыми показателями – стоимостью нефти на мировом рынке и ценой российского рубля. В качестве базового сценария указана программа экономического развития при стоимости барреля нефти на показателе 50 долларов и стоимость доллара на отметке 61,5 рубля.
Шок есть, терапии и конкретики очень мало – эксперты.
В оценке экспертами разработанной правительством программы действий на текущий год критических замечаний намного больше, чем одобрительных отзывов. Основной причиной для экспертного недовольства является отсутствие в плане правительства конкретики. Ярослав Романчук, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, утверждает, что в программе практически не содержатся никакие цифровые отсылки.
«Не указаны разработчиками программы, - отметил эксперт, - качественные и количественные показатели, которые позволили бы оценить эффективность выполнения правительством поставленных задач». Романчук уверен, что очень слабой является программа, в положения которой не включены даже количественные ориентиры для оценки инфляционных проявлений в стране. Свидетельством «хронической слабости документа», по мнению экономиста, является норма о достижении к 2020 году темпов роста цен ниже 10 процентов.
Выбором предприятий для льготного финансирования из государственного бюджета эксперт откровенно удивлен. Романчук отметил, что за минувшие 20 лет предприятия, которые в условиях кризиса получат льготы, так и не стали устойчивыми и продолжают тянуть деньги из государственной казны. Форменным безобразием назвал эксперт стремление власти в условиях кризиса предоставлять этим предприятиям льготы.
Экономист не верит, что описанные в документе действия по развитию бизнеса на самом деле будут реализованы. Планы правительства в этой сфере он назвал скорее декларативными, поскольку нет в программе упоминания о снижении налоговой нагрузки, реформировании прав собственности или выгодной аренде, что могло бы способствовать развитию бизнеса.
Направленность программы Романчук видит в ситуативном, «пожарном» реагировании на ситуацию, а не последующей серьезной работы для улучшения экономики страны. «Именно поэтому, - убежден эксперт, - документ создан формальным, неконкретным, поверхностным, похожим на результат работы «на коленке».
Дмитрий Крук, научный сотрудник Белорусского экономического образовательно-исследовательского центра, оценивает программу как декларацию готовности правительства идти на ограничение роста для избежания потенциальных потрясений финансового характера. Однако указанные в плане ограничительные меры не сопровождаются намерениями проводить институциональные изменения для улучшения ситуации.
Реализация комплекта «шоковых» ограничительных мер, по убеждению эксперта, возможна лишь в качестве меры вынужденной, временной. Принесение в жертву теперешних показателей имеет смысл в том случае, если вслед за ними предусмотрен будущий рост, чего в представленной правительством программе не наблюдается.
Крук допустил, что через некоторое время общественности будет представлена новая, конкретизированная программа, долгосрочная стратегия. Обязательным условием предполагаемого документа назвал эксперт информацию об институциональных реформах. В теперешнем плане сведений о последующем реформировании экономист не нашел.