Известный в Беларуси бизнесмен IT-индустрии Виктор Прокопеня с 18 марта находится под арестом, сообщают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер». Впервые об этом стало известно 3 апреля на самом крупном белорусском портале Tut.by. Просьба об изменении бизнесмену меры пресечения на подписку о невыезде не была удовлетворена. Издание DW попыталось выяснить, какими являются главные мотивы уголовного преследования одного из наиболее успешных белорусских айтишников, а также последствия его ареста для отрасли.
В чем обвиняют Виктора Прокопеню?
По данным представителей Следственного комитета, Виктору Прокопене предъявили обвинение по статье 233 УК – «незаконная предпринимательская деятельность, совершенная организованной группой, с получением дохода в особо крупном размере». По информации СК, Прокопеня осуществлял предпринимательскую деятельность, продавая информационные технологии без соответствующей государственной регистрации субъекта хозяйствования и «в следствии противозаконной деятельности получил доход на сумму 650 тысяч долларов».
По мнению экспертов, такие обвинения полностью абсурдны. Оперативные службы экстраполируют свой карьерный опыт на сферу, в которой они мало разбираются, не осознавая, на чем построена работа частного бизнеса, пояснил DW руководитель одной из IТ-фирм. «Я знаком с Виктором с 2009 года. Когда мы были партнерами, он очень педантично вел дела, поэтому основанную им компанию Viaden Media (которая является разработчиком программного обеспечения, самым крупным производителем мобильных приложений для iPhone и iPad на территории СНГ) в 2011 году приобрели международные инвесторы - структуры израильского миллиардера Тедди Саги», - отмечает Юрий Гурский, являвшийся совладельцем Viaden Media в 2010-2012 годах.
Гурский добавил, что фирмы, у которых было непрозрачное прошлое, нельзя продать иностранным инвесторам. Что касается обвинения в адрес Прокопеня, то они связаны с фирмой, которая была продана два раза, и при аудите ведущих мировых компаний - Ernst&Young, Morgan Stanley, Deloitte, PriceWaterhouseCoopers. Если бы Прокопеня был виновен, он не приезжал бы в Беларусь, а продолжал работать в Лондоне, где у него имеется свой офис, ему уже год известно, что его бывший сотрудник находится в СИЗО, что ведется расследование дела, объясняет Юрий Гурский. По его убеждению, сумма в 650 тысяч долларов, которую приписывают его бывшему партнеру – «и смех и грех, она притянута за уши, это мизер от оборотов в проектах Прокопени».
Есть информация, что на полученные после продажи Viaden Media деньги Виктор Прокопеня осуществил регистрацию управляющей компании инвестиционного фонда EXP (Capital). Помимо этого, ему удалось вложиться в девелоперский бизнес, приобретя объекты коммерческой недвижимости в центре Минска. Если говорить о причине ареста, большая часть опрошенных DW экспертов версии о начале передела IТ-рынка, как и о планах отнять бизнес, отметают как несостоятельные. «IТ-компанию нельзя отнять, офис и компьютеры - возможно, это нельзя отнести к идеям и способностям людей", - указывает Гурский.
По утверждению большей части собеседников DW, самая правдоподобная версия для объяснения произошедшего - попытка напугать Прокопеню и заставить его признать свою вину и заплатить крупный штраф – способна подвергнуть в смятение весь IТ-бизнес Республики Беларусь. А вместе с тем и его зарубежных партнеров, которые, поверив заверениям белорусских чиновников и - по иронии судьбы - самого Прокопени, поверили, что в Беларуси для IТ-компаний создали все условия для прибыльной работы и развития.
Юрий Гурский соглашается с фактами основателя и совладельца сайта Tut.by Юрия Зиссера, который считает, что Витора Прокопеню заставляют оговорить себя. Версия ареста, относящаяся к проектам Прокопени в области коммерческой недвижимости, по выражению Гурского, это «бред, не те масштабы». Судя по всему, уверен Гурский, экономическая обстановка в Беларуси такова, что мы видим попытку пополнить бюджет: «Вина козленка в том, что волк голоден».
Арест Прокопени, уверен Юрий Гурский, стал проявлением истерики и паники: в стране попросту нет денег. Юрий Зиссер в свою очередь заявляет о самодеятельности исполнителей: это означает, что в Беларуси, по его словам, любой сотрудник правоохранительных органов способен обрушить целую отрасль экономики своим служебным стремлением, вместе с тем, абсолютно не представляя масштаба последствий.
Для Зиссера они вполне очевидны: арестом Прокопени, привлекшего в Беларусь десятки известных инвесторов из Запада, создал сотни рабочих мест, занимался благотворительностью, имел белорусский паспорт, хотя у него было право на работу в любой стране мира, Минск перечеркивает все усилия для привлечения иностранных инвестиций. Выигрыш, даже если вина бизнесмена буде доказана, Зиссер оценил «в мизер, а проигрыш - до сотен миллионов долларов плюс эмиграция IТ-бизнеса».
«Виктор считается одним из лучших в Беларуси предпринимателей, одним из первых он начал выпуск своих программных продуктов (работа на аутсорсинге - менее престижна в сфере IТ). Он приложил немало усилий для того, чтобы люди поверили, что в Беларуси есть возможность работать, и, наверное, больше всех агитировал иностранных инвесторов», - констатирует Юрий Гурский.