По словам российского журналиста и публициста Ильи Мильштейна, президент Беларуси Александр Лукашенко, которого до недавнего времени называли "последним диктатором Европы", в настоящее время превратился в "идеального миротворца. Анализ Мильштейна превращения белорусского лидера из "последнего диктатора Европы" в "идеального миротворца" изучали журналисты раздела "Новости Беларуси" издания "Биржевой лидер".
Илья Мильштейн в своей статье, опубликованной на интернет-портале "Радио Свобода", напомнил: о том, что Александр Лукашенко является "немножко Гитлером", говорилось уже довольно давно, еще в прошлом столетии. Пускай миниатюрный, пускай карикатурный, но все-таки Гитлер. "Последний диктатор Европы" – именно так до недавнего времени назвали белорусского лидера, и причины для этого, по мнению журналиста, имелись.
Действительно, если представить Гитлера без его армии, зажатого при этом в границах небольшой депрессивной страны, то как раз и получится Беларусь, возглавляемая Лукашенко. В свое время фюрер любил немцев, хоть по-своему, но все-таки любил, особенно детей – а в наши дни уже "батька" говорит о белорусских "девочках-тростиночках" с неподдельной слезой в голосе и на щеке. В Германии Гитлер до блеска начищал "орднунг", и в Беларуси Лукашенко наводил порядок, как умел. Фюрер был беспощаден к врагам Третьего рейха, и белорусский президент устранял своих политических конкурентов, причем не только из политики.
Лукашенко даже приходилось хвалить Гитлера, после чего, правда, непременно разражался скандал. В частности, в наделавшем много шума 20 лет назад интервью изданию "Хандельсблатт", которое потом еще вышло в эфире белорусского радио, глава государства с уважением отозвался и о "немецком порядке", и о "национальном лидере, поднявшем свою страну из руин".
Естественно, далеко не все в Гитлере нравилось Лукашенко – например, он резко раскритиковал фюрера за развязывание мировой войны. Однако в целом президент Беларуси был объективен, пытаясь при этом склонить собеседника к мысли, что для страны полезна консолидация вокруг одного человека. В свое время это было полезно для Германии, а сейчас это полезно для Беларуси. Порой создавалось впечатление, что Лукашенко творчески пытается освоить опыт вождя Третьего рейха, стараясь не допустить при этом допущенных фюрером ошибок.
Лукашенко всегда одерживал победу во внутриполитических разборках.
Лукашенко всегда был болтливым и простодушным, сохраняя при этом определенную расчетливость. Вполне возможно, он думал, что немецким журналистам, да и самим немцам будет приятно услышать что-нибудь хорошее о Гитлере.
При этом невежество ни в коем случае нельзя путать с банальной глупостью: Лукашенко, обладающий прямо-таки звериным чутьем, постоянно побеждал во внутриполитических разборках. Более того, ему даже удается постоянно с кем-то союзничать и на международной арене, благодаря очень умелому маневрированию, когда он ссорился то с Российской Федерацией, то с Западом. После того, как Лукашенко в конечном итоге оказался уже в практически полной изоляции, поддерживая отношения только лишь со странами Таможенного союза, судьба сделала ему подарок в виде российско-украинского конфликта, в результате чего президенту Беларуси удалось заполучить лавры миротворца.
Как оказалось, Минск просто идеально подходит для саммита лидеров стран "нормандской четверки", а сам Лукашенко является незаменимым в роли гостеприимного и радушного хозяина. Внезапно белорусский лидер стал нужен всем, в том числе и канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, и президенту Франции Франсуа Олланду.
Результаты минского саммита на практике, по сути, ничего не изменили: интенсивность боевых действий на Донбассе хоть и снизилась, но война там не прекратилась и до сих пор. Более того, конфликт на востоке Украины усугубляется еще и возможным началом новой "холодной войны" между Россией и западными странами, и проиграть в итоге могут все - все, кроме Лукашенко. Президент Беларуси, еще вчера бывший изгоем, сегодня уже вершит мировую политику, постепенно сближаясь и Москвой, и с Брюсселем.
Выяснилось, что белорусский лидер вовсе не "последний диктатор Европы", о чем он уже успел с удовольствием рассказать в еще одном, также весьма нашумевшем интервью. Правда, место Гитлера уже оказалось занятым, поскольку совсем уж неполиткорректные комментаторы называют другого политика современности, возглавляющего одну из постсоветских стран. При этом "батька", уже освоившись в новой для себя роли пацифиста-модератора, пребывает в замечательном настроении, вовсю купаясь в лучах свалившейся на него славы, перестав при этом следить за своими словами в послании своему партхозактиву.
Сложившаяся сейчас в мире ситуация такова, что президенту Беларуси дозволено многое: он хотя и бесполезен, но на своем новом посту, по сути, "батька" очень нужен. Имитация мирного процесса в период, когда война на Донбассе приостановлена, является очень важной частью сегодняшней международной политики, и "предпоследний диктатор" Лукашенко необходим на переговорах с "последним диктатором" – Владимиром Путиным. Он может пригодиться в дискуссиях со своим российским коллегой, ведь чем на более длительное время затянется этот диспут, тем больше шансов на то, что большую беду можно будет заболтать и обмануть.