Как отмечают журналисты информационного портала naviny.by, в прошлогоднем послании президента Беларуси всего 14 раз говорилось о необходимости обновления промышленности, в то время как в позапрошлогоднем об этом упоминалось целых 49 раз.
"Однако, - отмечаю они, - частотой с которой упоминалась модернизация, проблема не исчерпывается". Если в позапрошлом году президент широко освещал перспективы светлого обновленного и близкого будущего Беларуси и ее жителей, то всего год спустя тема стала звучать серо и обыденно.
Выступление с небывалым числом упоминаний термина "модернизация" происходило в середине весны позапрошлого года. Однако основные тезисы, направленные на презентацию нового вектора государственной политики, предполагавшей более интенсивное обновление промышленного потенциала, прозвучали во время новогоднего обращения лидера страны за 3 месяца до того.
Примерно половина населения Беларуси в начале весны 2013 года, по информации НИСЭПИ, соглашалась с мнением о том, что развитие в этом направлении - несомненная гарантия крепости белорусского суверенитета и повышения уровня доходов граждан. В основном такой оптимизм излучали люди, лишенные высшего образования, — 73,5%, и пожилые граждане, достигшие и перевалившие за 60-летний рубеж, — 63,2%.
Впрочем, уже в конце позапрошлого года количество тех, кто был уверен в успешном проведении обновления промышленности, было не больше четверти, при этом число тех, кто счел реализацию программы провальной, оказалось 59%.
Официально причину отказа от обновления Лукашенко назвал, приведя пример автогиганта МАЗ, с которым возникли серьезные проблемы. Меры, предлагаемые правительством для разрешения этих проблем – инновации, бизнес-планы и пр., которые предполагают государственное участие средствами, глава страны сразу отказался рассматривать. В свою очередь, он заявил, что менеджмент производства должен заняться выполнением своих обязанностей – обеспечить стабильную работу, искать рынки сбыта, искать нового потребителя и т. д.
Впрочем, президент не исключил и финансовую помощь, однако отметил, что эти средства не пойдут на модернизацию, а только на увеличение объема оборотных средств, чтобы предприятие могло в дальнейшем продолжать выполнение договоров на поставки автомашин.
Лукашенко в этом смысле рассуждает вполне здраво – необходимо продуцировать то, что пользуется спросом, а не реализовывать, то, что изготовляется. Но г-н Лукашенко забыл о том, что в реальной жизни ничего не дается даром. Ведь никто не будет бесплатно заниматься разработкой новых машин.
В соответствии с данными главы отдела науки и политики модернизации экономического ведомства Беларуси Дмитрия Крупского, на разработки собственными силами в 2012 году все предприятия государственной формы собственности израсходовали примерно 80 млн. евро, в то время как "Фольксваген" — 9,5 млрд. евро.
Без инвестиций Беларуси ничего не светит.
Когда президент Беларуси принимает важные решения, он старается отталкиваться от реальной ситуации. Изучение текста последнего послания говорит об одном - Лукашенко понял, что обновление государственных производств в ныне существующей экономической модели — это истраченные впустую средства.
Из этого он делает неоднозначный вывод, что модель менять не стоит. "Нужно, - говорит он, - снижать уровень инвестиций". Именно это и является главной мыслью современного послания.
Государственная статистика за первые три месяца этот категоричный вывод только подтверждает. В Беларуси вложения в основной капитал за прошедшие три месяца, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизились на 1,1%. В целом такой показатель возник в результате увеличения капиталовложений на 6,5% в строительную отрасль. Что касается расходов на покупку новой техники и средств производства, то они снизились на 12,8%.
Иными словами, бюджет продолжил вкладывать средства в социальные проекты, рассчитывая на то, что это принесет дополнительные очки на будущих выборах президента. Однако в связи с тем, что в стране имеется серьезный дефицит свободных средств, власти столкнулись с необходимостью урезания финансирования технического обновления производств.
Во время выступления в середине весны нынешнего года глава экономического факультета МГУ Александр Аузан сообщил, что, по его мнению, снижение вложений на 6,4% можно расценивать как "клиническую смерть" экономики Российской Федерации.
В нынешнем послании указывался совершенно новый уровень тревожности – по мнению г-на Лукашенко, национальная экономика всего лишь "переживает не самые лучшие времена".
Поспособствовать в преодолении этого периода может усиление прежде использованных источников роста новыми программами. Всего таких факторов 10. Ни в одном из них не предполагается составление бизнес-планов. Какая-то своеобразная логика в этом присутствует ввиду того, что их бесперспективность ярко выявила деревоперерабатывающая промышленность. Из этого были извлечены соответствующие уроки.
В 5 пятилетке экономическая модель Беларуси будет выживать с помощью кредитов, увеличения надзора и переориентации на другие рынки. Однако на увеличение конкурентоспособности средств уже не останется.