На Белорусском промышленном форуме представители министерств и ведомств из стран Евразийского союза констатировали растущий спад промпроизводства, обусловленный главным образом экономическим спадом в России. Вместе с тем ситуацию, как сообщают «Белорусские новости», усложняет внутренняя конкуренция между аналогичными предприятиями в странах ЕАС, которая заставляет промышленников заботиться прежде всего об интересах своих производств, что еще более усугубляет общую картину, передает издание «Биржевой лидер».
Участники форума в Беларуси признали, что экономика стран Евразийского союза переживает на данный момент не лучший этап своего развития. Сокращение российского рынка привело к проблемам с реализацией своей продукции у белорусских и казахстанских предприятий. В связи с этим, так или иначе, всем участникам пришлось говорить о проблемных вопросах в промышленной сфере.
Замминистра промышленности Беларуси Г. Свидерский отметил, что отсутствие роста производства является главным фактором кризиса. Анализ взаимных поставок показывает, что их объемы сокращаются. Представитель правительства Казахстана вице-министр по инвестициям А. Рау в своем выступлении на заседании форума отметил, что у них предпочитают говорить не «кризис», а «последствия того, что произошло в России». В Казахстане действительно трудно говорить о кризисе ведь у них производство в первом квартале текущего года увеличилось на 0,6 процента в сравнении с тем же периодом в прошлом году. В Беларуси же по итогам первого квартала объем промпроизводства упал на 7,3 процента, причем падение наблюдается практически по всем видам экономики. Так что с учетом реальной ситуации в белорусской промышленности термин «кризис» вполне соответствует положению вещей.
При этом важно то, что на евразийском пространстве пока так и не произошла анонсированная промышленная кооперация из-за слабых интеграционных процессов. Теперь же трудности заставляют предприятия стран ЕАС конкурировать между собой. По словам Свидерского такие предприятия как МАЗ и КамАЗ, являющиеся партнерами, вместе с тем остаются и главными конкурентами, потому что работают в одной ценовой категории. Аналогичная ситуация с «Гомсельмашем» и «Ростсельмашем» - они обречены бороться за рынок ЕАС.
Поэтому, как отмечают эксперты, единая промполитика в рамках ЕАС на данный момент осталась на уровне декларации. Зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Г. Гриц признал, что на деле интересы предприятий часто противоречат друг другу, поэтому, судя по ситуации, в машиностроении экономический спад заставил всех «разбежаться по национальным квартирам и спасать самих себя». Протекционистская политика промышленных ассоциаций среди стран экономического союза в непростых условиях негативно сказывается на сбыте белорусской продукции, считает председатель БелАПП А. Харлап, старые барьеры заменяются новыми, и возникает вопрос: так куда идем?
Проблемы промышленности Беларуси заложены в советское время, когда она являлась частью одного сборочного цеха. Прошло время, но география продаж ничем принципиально не изменилась — рынок сбыта остается главным образом в России. Поэтому спад российской экономики привел к сокращению продаж белорусской промпродукции. Экспорт предприятий Минпрома за первый квартал составил 762 млн. долларов, что на 40 процентов ниже аналогичного периода в прошлом году. Общим мнением экспертов выход из ситуации может быть найден через объединение предприятий Беларуси и России, чтобы уйти от взаимной конкуренции и перейти к координации работы на сторонних рынках.
По мнению Грица, нужно идти на обмен собственности, чтобы увеличить заинтересованность в развитии совместного бизнеса на территории ЕАС. Другим выходом может стать создание принципиально новых производств, которые бы стимулировали развитие промышленности, однако для этого нужны зарубежные инвестиции. Директор Исследовательского центра ИПМ И. Точицкая считает, что большинство из нынешнего белорусского ассортимента продукции не дает возможности выхода на новые рынки. Нужны новые производства, с новой продукцией, которая сможет конкурировать и на российском рынке, и рынках других стран.
При этом экономист А. Болточко считает, что модернизация невозможна без участия зарубежного капитала, поскольку своим силами провести модернизацию производств не удалось. Стагнирующие секторы экономики должны быть заменены гринфилд-проектами по эффективным экономическим направлениям. Однако пока, по его мнению, можно говорить, что власть пытается как и прежде решать проблему административными методами. Президент Лукашенко, главную ответственность за ситуацию с занятостью в сфере промышленности возложил на руководителей предприятий. Каждый человек, по его недавним словам, должен иметь право на работу и должен получить возможность работать для того, чтобы были средства для содержания семьи. Те, кто этого не понимает, должны работать на другом месте.
Вместе с тем ситуация с ростом безработицы прогрессирует на начало года она была на уровне 0,5 процента, однако к концу первого квартала увеличилась в двое. Из-за сокращения объемов производства ощутимо растет и неполная занятость. В связи с этим Болточко уверен, что административные меры не помогут исправить ситуацию. В случае отсутствия роста российского рынка или отсутствия других рынков сбыта на фоне спада производства, страну ждут негативные последствия, в том числе и рост безработицы.