В конце прошлой недели в Риге прошел саммит «Восточного партнерства», итоги которого белорусские эксперты обсуждают до сих пор. В частности, политологи определяют кризис самой европейской инициативы, в то время как общественность обсуждает, как правительству Беларуси удалось внести оживление в предсказуемое течение саммита.
Еще до начала саммита все эксперты утверждали, что данное мероприятие несет лишь формальный характер, однако его результат может оказаться действительно непредсказуемым. Некоторые средства массовой информации даже писали о том, что Брюсселю и Минску не удалось согласовать договор об упрощении визового режима. Кстати, именно то, что данное мероприятие носит формальных характер, многие называли основной причиной того, что Александр Лукашенко, президент Беларуси, принял решение не посещать саммит, не смотря на то, что Латвия, которая, собственно, и принимала данное мероприятие, демонстрировала порыв улучшить отношения Беларуси и Европейского Союза.
Тем не менее Беларуси, и Лукашенко в частности, все-таки удалось нарушить размеренное течение саммита. Так, к примеру, в пятницу эксперты раздела «Новости Мира» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» узнали, что Армения и Беларусь не собираются подписывать итоговую декларацию саммита в редакции, в которой содержится фраза об осуждении аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией. На саммите представителем Беларуси выступил Владимир Макей, министр иностранных дел. Именно он, говоря об итогах саммита, заявил, что Беларусь подписала итоговую декларацию «с оговорками». «Поддержали с оговоркой для того, чтобы документ носил конструктивный и ориентированный на будущее характер. Можно назвать это оговоркой. Главное сейчас в том, чтобы не делать какого-то эмоционального заявления. Пусть оно даже будет и занимательно», – путано объяснял он журналистам причины позиции Минска. «Она должна приносить конкретную пользу странам-участницам. Эта инициатива должна способствовать укреплению стабильности, безопасности и спокойствия в регионе и на континенте в целом», - сказал глава иностранного ведомства Беларуси.
В то же время во время съезда профсоюзов выступил и Александр Лукашенко, который прояснил ситуацию куда более четко. «Казалось бы, украинские события должны были не многих, а всех научить, как хрупок мир, как надо беречь этот мир. Надо решать проблему Украины, Грузии. Но нет, собрались на «Восточном партнерстве» – в каждом документе давай клеймить позором Россию, не прямо, так косвенно. Мы категорически всегда были против того, чтобы «Восточное партнерство» было против кого-то», – объяснил он позицию, которую продвигал в Риге Владимир Макей. «Если ЕС хочет с нами сотрудничать в «Восточном партнерстве», давайте будем это делать, но Россия не участвует в «Восточном партнерстве», почему заочно, без России, мы ее должны дубасить, в том числе за Крым?» - возмущался белорусский лидер. При этом в конце своей эмоциональной речи он добавил, что не подписывать документ с упоминанием аннексии Крымского полуострова Россией – это его «принципиальная позиция».
Для экспертов, которые ранее предупреждали, что от официального Минска, и от Лукашенко в частности, вовсе не стоит ожидать какой-либо самостоятельности, либо нейтральной позиции, оказались правы. «Украина должна была с самого начала понимать, что Лукашенко будет искать исключительно собственную выгоду. Надежды Киева на то, что Беларусь будет как-то отстаивать украинские интересы, были иллюзией и ошибкой», - такого мнения придерживается известный политолог Павел Усов. Его поддерживает и политический обозреватель Артем Шайбан: «Наивно было ждать от Минска, что военно-политический союзник России подпишется под словами о незаконной аннексии Крыма». Такого же мнения придерживается и его коллега Александр Класковский: «Осторожность Минска понятна: Москва ведь загодя дала понять, что будет отслеживать мероприятие в Риге на предмет антироссийского духа».
В отношении остальных событий саммита, эксперты сходятся во мнении, что это мероприятие себя вообще не оправдало. Примером этому служит переход к двустороннему формату взаимоотношений, который озвучивался в ходе мероприятия. «Не исключено, что никаких «общих рамок» для постсоветских стран не будет – партнерство просто растворится в общей европейской политике соседства», - считает политолог Арсений Савицкий. Следует отметить, что сам переход к двустороннему формату вызван разницей в интересах стран – участниц «Восточного партнерства». Демарш Армении и Беларуси– яркое тому доказательство.
Кроме всего прочего, нет никаких оснований говорить о том, что отношения Минска и Брюсселя хоть как-то продвинулись. Во время прошлого саммита в Вильнюсе, Беларусь инициировала договор об упрощении визового режима, однако на этом саммите он так и не был подписан. По мнению господина Макея, произошло это исключительно по вине европейской стороны. Тем не менее многие средства массовой информации упоминали о том, что произойти это могло из-за того, какую именно позицию по безвизовому режиму разделяют владельцы дипломатических паспортов.