Предприниматели и экономисты Беларуси с опасением ожидают новой волны реприватизации. Республиканские власти сменили руководителя на приватном предприятии «Мотовело», а экспертное сообщество активно размышляет о вероятных причинах задержания его собственника, Александра Муравьева, который представлял интересы австрийских дельцов.
Как бы там ни было, никакой информации на официальном уровне в отношении участи хозяина «Мотовело» и самого производства так и не было распространено, несмотря на то, что первые данные о его аресте были опубликованы еще неделю назад. Однако при этом ни в одном из силовых ведомств – ни в СК, ни в КГБ, ни в других отделах, занятых расследованием экономических преступлений МВД, – сотрудникам СМИ до настоящего времени эту информацию подтвердить не пожелали. Выводы, по сути, делаются только из той информации, согласно которой, на должность директора завода назначили бывшего столичного градоначальника Николая Ладутько, который примерно 6 месяцев был лишен работы.
В то же время никаких сведений относительно увольнения с этой должности ранее назначенного собственником предприятия Казимира Мороза не поступало. О том, что Муравьев был арестован, местным сотрудникам средств народного оповещения рассказали анонимные осведомленные источники. Они, кроме всего прочего, заявляли, что одновременно с Александром Муравьевым взяты под стражу его родные братья и отдельные сослуживцы общим числом 10 человек. В причинах ареста упомянутые источники сильно расходятся. Одни сообщают, что виной тому нарушение условий договора об инвестициях, другие считают, что имело местно тайное выведение капитала.
Александр Муравьев представляет интересы австрийских предпринимателей. Владельцем «Мотовело» является компания АТЕС Holding. Муравьев, кроме того, имеет в собственности другие заводы в Беларуси – стекольное производство «Елизово», «Белевротара», Гомельский стеклотарный завод, а кроме того, стеклозавод «Ворга», который находится в России. Фирма «Елипак», также являющаяся собственностью холдинга, изготавливает полиэтиленовую пленку.
Заниматься в Беларуси бизнесом невыгодно?
Приобретение «Мотовело» австрийской компанией в 2006 году недостаточно транспарентно. Тогда многие эксперты не могли понять, по какой причине завод был так дешево оценен – всего в 7 млн. долларов. Те из них, кто объяснял столь низкую стоимость патологической убыточностью, не верили и в то, что капиталовкладчику удастся его восстановить.
Как впоследствии выяснилось, такая низкая цена с лихвой компенсировалась требованиями – согласно договору, собственник обязан был истратить на модернизацию предприятия 20 млн. долларов, обеспечить сохранность ассортимента продукции (завод изготавливает велосипеды и мотоциклы) и обеспечить рост продаж. Помимо этого, нужно было выплатить заводскую задолженность, составлявшую на тот момент 10 млн. долларов. Ввиду сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в позапрошлом году планы не удалось выполнить даже на 50%, в задолженность к этому времени только увеличилась. Тогда президент Лукашенко во время посещения этого предприятия пообещал продлить сроки выплат по долгам, но указал, что следующая проверка произойдет в начале 2014 года.
Кроме того, проблемы стали наблюдаться у других предприятий австрийской компании, как минимум три других производства были признаны банкротами. Национальная пресса отмечала, что в конце прошлого года заводы Муравьева начали серьезно проверять, а власти решили отобрать все его активы.
Беларусь, которая сейчас сильно нуждается в зарубежных капиталах, в который раз дала миру понять, что ни одни капиталовкладчик не гарантирован от уголовного преследования в этой стране. Кроме того, адресные льготы – это, согласно мнению многих авторитетных, но не названных экспертов, в большей мере являются недостатком, нежели достоинством делового климата в Беларуси.
Согласно информации отдельных специалистов, Муравьев покупал белорусские производства вне всякого конкурса, что является нарушением законов. Его дело в Белоруссии – яркий пример адресных льгот. И вот чем все эти льготы для него обернулись. Кроме того, сообщество экспертов не может понять, каким образом на посту руководителя мог оказаться бывший чиновник, хотя правительство еще не реприватизировало предприятие.
В этой связи независимые белорусские журналисты вспомнили об истории с кондитерскими комбинатами «Коммунарка» и «Спартак», которые в свое время также отобрали у зарубежного капиталовкладчика по требованию президента, которое даже не было оформлено в письменном виде. Все бумаги было подготовлены впоследствии задним числом. При всем этом белорусские власти готовят программу, призванную привлечь в страну зарубежные вложения.
Помимо вышеприведенных версий событий, некоторые эксперты предполагают, что объяснение может быть и другим. По совершенно не подтвержденной информации, тут может идти речь о перераспределении собственности. Предполагается, что этот завод недолго будет существовать в статусе государственного предприятия, и в самом скором времени его передадут в руки еще более верного Лукашенко бизнесмена – руководителя и владельца компании «Амкодор» Александра Шакутина. Помимо прочего, некоторые ехидные комментаторы заявляют, что азартные игры с властями республики опасны и очень дорого обходятся ввиду того, что государственное содействие может при ненадлежащем исполнении своих обязанностей инвестором обернуться для последнего тюремным сроком.