Год назад Российской Федерацией были ведены «продуктовые» контрсанкции против государств Запада. Как отмечали многие эксперты, белорусские производители продуктов питания и аграрии рассчитывали хорошо заработать, заместив для россиян многих западных поставщиков. Однако эти надежды не сбылись: «озолотиться» на санкциях пищевикам Беларуси так и не получилось. Хотя многим удалось остаться в выигрыше.
По мнению многих экспертов, введение РФ в прошлом году эмбарго на поставки сельхозпродукции из Соединенных Штатов и Европы стало неожиданной и хорошей новостью для аграриев в Беларуси, а также для производителей разных продовольственных товаров (эта отрасль в Беларуси развита очень хорошо).
Весь прошлогодний август чиновники разных уровней в Беларуси только и говорили о выгодах, которые сможет получить белорусская экономика от введенного РФ эмбарго. На уровне премьер-министра даже назывались самые разнообразные цифры. Российские санкции в отношении западных производителей на тот момент считались чуть ли не спасительными для экономики Беларуси. В том же месяце белорусские делегации часто посещали Москву, чтобы договариваться относительно увеличения поставок продуктов, изменения размеров квот, в первую очередь на молочную продукцию. Как предполагалось, самые значительные доходы белорусские производители смогут получить от экспорта в РФ сыров, продуктов из рыбы и мяса, фруктов и овощей.
Но как ни старались, а сделать эти поставки более выгодными так и не удалось. Согласно статистике Минэкономразвития, несмотря на то, что в первом квартале этого года в категории «Продтовары и сельскохозяйственное сырье», занимающей больше трети российского импорта из Беларуси, и произошел рост объема на 29,9 процента, в долларовом выражении его стоимость упала на 27,4 процента.
Кому удалось заработать.
На практике реально получилось заработать на эмбарго только производителям морепродуктов. В Беларуси работают два предприятия - «Белрыба» и «Санта-Бремор», входящие в число самых крупных переработчиков морепродуктов во всей Европе. И у одного, и у другого предприятия сотни наименований товаров, причем основная продукция - консервы из морской рыбы. Указанные предприятия закупают морепродукты у промысловиков из разных государств, преимущественно из Норвегии. Потом сырье перерабатывается на отечественных комбинатах, которые в итоге выпускают достаточно широкий ассортимент морепродуктов. Семга, сельдь, лосось, форель, креветки, различная икра, кальмары, мидии, осьминоги, - все это поставляется не только в белорусские магазины, а и в польские, латвийские, украинские, российские под маркой «Сделано в Беларуси».
Вместе с тем белорусским поставщикам иной продукции повезло гораздо меньше.
С прошлогоднего сентября Россельхознадзор «объявил войну» белорусским экспортерам продовольственных товаров. С того времени сообщения о том, что на границе задержаны продукты, появляются почти каждый день. К примеру, 28 июля лаборатория Россельхознадзора обнаружила наличие листерий в целой партии слабосоленой форели, производителем которой является ООО «Белросморепродукт». 4 тонны этой рыбы в результате были на границе остановлены. В этот же день в пропускном пункте «Красная Горка» управлением Россельхознадзора по Смоленской и Брянской областям был запрещен ввоз свыше 10 тонн замороженного мяса птицы, которое произведено в Беларуси. Помимо этого, на этом же участке автотрассы М1 Москва - Минск и в этот же день был запрещен ввоз в Россию 500 килограммов моркови, 600 килограммов черники и 1,5 тонны огурцов «неизвестного происхождения», которые следовали из Беларуси без фитосанитарных сертификатов. За «нарушение правил транзита» также была возвращена в Беларусь партия из 20 тонн греческих персиков, которая следовала в Казахстан.
От Россельхознадзора больше всего достается белорусским производителям мяса и мясных продуктов. Но вместе с тем, как отмечают эксперты, в сентябре-ноябре прошлого года, многие из белорусских предприятий постарались сбросить в РФ много накопившейся некачественной продукции. Прошлой осенью российские контролирующие органы почти каждый день тормозили на границе протухшую говядину, кур или еще что-то. Потом начались проблемы со свининой: Россельхознадзор часто находил геном африканской чумы свиней. Проблемы с белорусской птицей, мясом и колбасами возникают почти каждый день.
В отличие от поставщиков мясных продуктов белорусские сыроделы почти не были замечены в поставках некачественных товаров. Но и им не удалось «революционно» увеличить свои поставки в Российскую Федерацию. Причиной этому, как отмечают эксперты, является ассортимент.
Почему Беларуси так и не удалось заработать на продуктовом эмбарго РФ? Согласно словам белорусского экономиста Ярослава Романчука это случилось по нескольким причинам: «Никто не знает, насколько долго продлятся санкции, и потому многие не решаются делать какие-то серьезные инвестиции. Если предположить, что санкции продлятся 10 лет, то здесь можно инвестировать в модернизацию пищевых предприятий, в производство. Однако белорусская госмашина, как и бизнес, живет в иных категориях. Она не способна на быструю реакцию».