Курс белорусского рубля продолжает рекордное падение, и во многих банках государства уже стали выстраиваться очереди за долларами и евро, как это было в 2011 году. Николай Статкевич, бывший кандидат в президенты на выборах 2010 года и бывший политзаключенный, прокомментировал экономическую ситуацию сайту «Хартия'97».
Как известно, в день своего освобождения оппозиционер заявил, что это решение было принято властями в связи с финансовыми трудностями. Говоря о причинах нынешней экономической ситуации в Беларуси, Статкевич отметил, что Александром Лукашенко была создана очень неэффективная экономика, которая, по сути, является «большим колхозом». По словам оппозиционера, из одного кресла невозможно управлять больше чем восемью тысячами предприятий Беларуси.
Статкевич считает необходимым создание экономической системы, которая была бы основана на конкурирующих субъектах с мощной мотивацией. Однако, по его словам, в действительности был построен «колхоз, и в этом колхозе что-то производят» и ожидают, что Лукашенко сумеет это продать.
По словам оппозиционера, экономическая система Беларуси не является самодостаточной. Объем внешних дотаций составляет около 20 процентов ВВП. Статкевич считает, что это можно сопоставить с размерами государственного бюджета Беларуси. Также он отметил, что Лукашенко эксплуатировал политические фобии Российской Федерации и ее комплексы, вытягивая подобным образом деньги.
Однако, по словам Статкевича, это имело и обратную сторону – строительство убыточного филиала российской экономики. Но, как сообщил Статкевич, и сама российская экономика является преимущественно сырьевой, поэтому когда Российская Федерация ввязалась в конфликт со всем миром, было достаточно санкционных шагов со стороны Запада, причем нескольких не самых сильных, для того, чтобы российская экономика начала падать. По его словам, если главная фирма терпит крах, ей уже становится не до филиалов, а убыточный филиал может быть попросту «прикрыт».
В настоящее время, когда курс российского рубля падает, власти Беларуси вынуждены вслед за этим опускать и курс собственной валюты. По словам Статкевича, это связано с тем, что Россия является единственным местом, куда Беларусь может экспортировать свои товары, за исключением продуктов нефтепереработки и калийных удобрений. В связи с этим падение рубля приводит к остановке белорусского экспорта, и власти страны поэтому будут и дальше девальвировать свою валюту.
Люди не верят властям, поэтому сложно прогнозировать дальнейшее развитие событий – Статкевич
Статкевич считает, что изменение ситуации является возможным только благодаря смене власти, поскольку власть не пойдет ни на какую «либерализацию» экономики. По его словам, стране нужны инвестиции в технологии управления, а не просто финансовые инвестиции. Статкевич отметил, что система управления сегодня полностью провалена, поскольку директора по привычке работают «на склад», надеясь, что государство продаст всю эту продукцию.
В связи с этим Статкевич прогнозирует «очень невеселую экономическую перспективу». По его словам, белорусы прекрасно знают, как сохранить свои сбережения в данной ситуации, – перевести их в надежную валюту, и ничего другого он посоветовать не может.
По его словам, трудно прогнозировать, до каких пределов упадет белорусский рубль, поскольку в настоящее время уже начинала срабатывать психология: население не верит обещаниям власти, ведь его столько раз уже обманывали.
Оппозиционер подчеркнул, что люди государству не верят, и этот процесс уже стал принимать характер лавины. По его словам, ситуация начала выходить за пределы объективных экономических факторов, и будущее начинает восприниматься хуже, чем оно могло бы быть. Статкевич также отметил, что покупка населением долларов является нормальным и экономически грамотным поведением в условиях недоверия правительству. По мнению оппозиционера, тяжело прогнозировать дальнейшей развитие событий, поскольку власти не сумели удержать курс даже во время собственной «избирательной» кампании.
Напомним, ранее Статкевич прокомментировал свое освобождение. По его словам, он предполагал, что такое может произойти, поскольку он получал некоторую информацию из газет и видел, что у Лукашенко заканчиваются деньги. Однако все же наиболее вероятным Статкевич считал сценарий того, что он будет освобожден после проведения выборов. По словам оппозиционера, после того, как он узнал, что никому из оппозиционных кандидатов не удалось собрать 100 тысяч подписей, он понял, что его освобождение возможно уже сейчас.
Статкевич считает, что его освобождение связано с тем, что у Лукашенко закончились деньги. По его словам, в ближайшие дни будут решать вопрос касательно получения очередного кредита со стороны Евразийского Союза и поддержки белорусского режима деньгами из Российской Федерации, и поэтому освобождение политзаключенных может представлять собой попытку напугать российского президента: Беларусь идет навстречу Западу, и если Владимир Путин не даст денег, власти очень обидятся на него.
Кроме того, Статкевич считает, что власти могут «продать» его Западу, обменяв на кредит от МФВ. Однако оппозиционер не считает, что Лукашенко удастся получить кредит до формального окончания выборов. По его словам, предполагалось, что миссия МВФ в Беларусь прибудет в октябре, а деньги необходимы сегодня, поэтому президент страны будет пытаться их вытянуть из Российской Федерации.