Общественность Беларуси обсуждает предстоящую деноминацию. У многих экспертов возникают вопросы о месте производства белорусских монет и цели, преследуемой властью при сокращении количества нулей на купюрах. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Белорусскую деловую газету».
Самым резонансным известием текущей недели в Беларуси стала новость о предстоящем проведении деноминации. С середины следующего года белорусские купюры потеряют сразу 4 нуля. В настоящее время сложно понять главную цель деноминации – исключительно для удобства бухгалтеров или это некий сигнал гражданам. Сразу же после подписания президентом указа о деноминации Национальный банк презентовал гражданам новые деньги.
Примечательно, что напечатаны и отчеканены новые денежные знаки еще в 2009 году. На купюрах стоит подпись Петра Прокоповича, который занимал должность главы Нацбанка с марта 1998 года по июнь 2011 года. В середине следующего года белорусам предстоит столкнуться с самой крупной за историю белорусского рубля деноминацией. В 1994 году национальная валюта деноминировано в соотношении 1:10, в 2000 году показатель составил 1:1000.
Некоторые граждане сразу же задались вопросом, где чеканились белорусские монеты. Для Национального банка это информация является государственной тайной, поэтому гражданскому обществу остается только догадываться. После некоторых раздумий остались 2 основные версии, указывающие на разные страны изготовления монет.
Согласно одному из вариантов, чеканились белорусские монеты в Вильнюсе, выполнялся заказ на Литовском монетном дворе. На официальном сайте этой организации неоднократно упоминаются заказы на чеканку монет по заказу Национального банка Беларуси. Вполне логично предположить, что оборотные белорусские монеты изготовлены также в Литве. Но эта версия не является единственной.
В середине июня 2009 года средства массовой информации опубликовали ведомости о том, что монеты для Беларуси изготовляются в городе Кремница, на Монетном дворе Словакии. В это приблизительно время опубликовано изображения изготовляемой продукции. Как оказалось, представленные на снимках монеты полностью совпадают с изображениями, продемонстрированными недавно Нацбанком на презентации.
Специализированные сайты информируют, что к концу 2009 года Монетный двор Словакии изготовил для последующего использования в Беларуси 6 миллионов монет номиналом в 5 копеек, 34 миллиона 10-копеечных монет, 15 миллионов монет по 20 копеек. Кроме того, изготовлено 36 миллионов монет номиналом в 50 копеек и 24 миллиона рублевых монет.
Информационное агентство БелаПАН сообщало, что официально заказ на изготовление белорусских монет в Словакии Национальный банк не размещал. В 2009 году речь шла об инициативе самого монетного двора. По информации того времени, монеты были отчеканены в Словакии и отправлены в Беларусь в качестве предложения. Дизайн монет является весомым аргументом в пользу правдивости «словацкой версии».
Решение обдумывалось долго.
Имеющаяся информация дает основания утверждать, что проведение деноминации белорусское руководство планировало уже давно. Можно допустить, что изначально сокращение количества цифр на купюрах планировалось после выборов 2010 года. Косвенным подтверждением этой версии является время изготовления новых денег. Однако 2011 год явно не способствовала проведению кардинальных реформ.
Известно, что в истории Беларуси 2011 год зафиксирован как время самой сильной девальвации денежной единицы. Вряд ли руководство какой-либо страны решилось бы на проведение деноминации в условиях катастрофического обесценивания национальной валюты, которое сопровождается быстрым ростом инфляционных проявлений.
Во время презентации новых купюр и монет в Нацбанке предположения подтвердили. Представители регулятора сообщили, что новые денежные знаки по заказу были изготовлены еще в 2008 году. Тем не менее, проведение деноминации руководство государства отложило с учетом мирового экономического кризиса. По причине временной ненадобности новые монеты и купюры все это время находились в Центральном хранилище Нацбанка.
Можно с уверенностью сказать, что время объявления предстоящей деноминации также выбрано не случайно, за 2 дня перед церемонией инаугурации Александра Лукашенко. Очевидно, в этом шаге белорусского руководства содержится четкий посыл общественности. Власть явно пытается сказать гражданам, что инфляции устрашающих темпов больше ждать не стоит, правительство всеми возможными способами пытается избежать дальнейшего обесценивания белорусского рубля.
Судя по всему, правительство пытается сообщить гражданам, что Беларусь приближается к Европе. По крайней мере, об этом явно свидетельствует дизайн новых денег. Европейским является и номинал новых денежных знаков. Власть хочет сказать населению, что теперь множество нулей на деньгах уйдет в прошлое. Психологический посыл деноминации предельно ясен. Можно ожидать, что инаугурационная речь президента будет содержать заявление о том, что теперь белорусский рубль будет стабильным, в будущем инфляция снизится, а девальвации, как в 2011 году, власть больше не допустит.