После проведенных в Беларуси в 2009 году девальваций население страны быстро реагирует на малейшие движения на валютном рынке. Можно сколь угодно раз заклинать, что деноминация не повлияет на инфляцию и валютные курсы, но люди все равно не могут спокойно воспринять то, что с купюр просто собираются убрать четыре нуля. О грядущей деноминации белорусского рубля «Белорусские новости» поговорили с компетентными экспертами, передает издание «Биржевой лидер».
За времена белорусской независимости нынешняя деноминация станет уже третьей. Первая проводилась в августе 1994 года и, говоря строго, таковой не была в классическом понимании термина. Тогда цены и зарплаты сократились в 10 раз, но с купюр нули не прибирали. В то время еще ходили российские рубли и более «тяжелыми» в 10 раз стали расчетные билеты Нацбанка, ставшие известными как «зайчики». После того как они стали единственным платежным средством на территории Беларуси процесс был подведен к общему знаменателю. Интересно, что многими депутатами того времени ситуация не была понята до конца, четверо из них обратились в Конституционный суд с просьбой проверить законность правительственного постановления и Нацбанка, и вывод из-под деноминации вкладов населения. Конечно же Конституционный суд подтвердил законность документа.
Тогдашний руководитель Нацбанка - Станислав Богданкевич теперь вспоминает о том случае с улыбкой – представители властной «элиты» продемонстрировали свою малограмотность и полное непонимание понятия деноминация и его отличия от девальвации. А убранный ноль вернулся буквально через три года. К середине 1997 года, когда курс доллара достиг 27 тысяч рублей, а за следующие 2,5 года американская валюта стала дороже еще в 12 раз, а курс стал шестизначным — 320 тысяч рублей. С января 2000 года была проведена вторая деноминация с «отказом» от трех нулей. За следующие 15 лет вернулось, так сказать, полтора нуля - доллар стал дороже в 55 раз, и в стране стало вновь много миллионеров. В первый после деноминации год курс подрос в 3,7 раза, а цены — в 2,1 раза. Затем был пятилетний период с 2004 по 2008 годы, когда курс доллара практически не менялся на фоне дорожающей нефти и благоприятной конъюнктуры на российском рынке.
Наконец 2003 года доллар у Нацбанка стоил 2156 рублей, а к концу 2008 года — 2200 рублей. В 2008 году по заказу Нацбанка были изготовлены новые дензнаки и могли бы опять убрать три нуля, однако из-за девальвации деноминацию отложили, или сейчас разменная монета уже вышла бы из оборота, поскольку с 2009 по сентябрь текущего года цены выросли в 4,5 раза, а доллар — в 8 раз. В этот раз о деноминации известили только через два месяца после наступления периода стабилизации курса и на фоне умеренного роста цен. Возможно, Нацбанк уверен, что все страхи остались позади, или до июля следующего года власти планируют провести пару новых девальваций, чтобы после них начать с чистого листа.
По мнению экономиста С. Чалого, девальвации не будет, потому что на следующий год властями взят за основу инерционный сценарий развития экономики, то есть фундаментальных подвижек ожидать не стоит, а Нацбанк будет и дальше контролировать ситуацию. Денежная реформа является завершающим этапом реформ, и за полгода ничего не успеть. Поэтому населению бежать никуда не нужно, да и особо не с чем. При этом в отличие от прошлых лет, последняя девальвация рубля не стала причиной ценовой гонки - курс доллара увеличился примерно на 50 процентов, а цены — на 10 процентов, зарплаты же фактически заморожены. После деноминации может быть незначительный скачок цен, связанный с их округлением.
Не столь оптимистичен в оценках зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Г. Гриц. По его мнению, девальвация рубля предопределена и по причине девальвации экономики и из-за необходимости поддержания конкурентоспособности на внешних рынках и нехватки золотовалютных резервов. Непредсказуемо также поведение российского рубля, к которому привязана белорусская валюта согласно доле в валютной корзине.
Важно понимать, будет ли до июля разовая девальвация, такая вероятность по многим оценкам велика. Эксперт основывает свои рассуждения на высказываниях большинства западных экономистов и части белорусских чиновников о необходимости перехода к либеральной экономической модели, а за это кто-то должен отвечать. Еще ни одна денежная реформа не завершалась в пользу электората, напомнил Гриц. А тем более сейчас, когда необходимо устранять в экономике накопившиеся диспропорции.
Бывший руководитель Нацбанка С. Богданкевич сомневается, что до следующего июля случится девальвация, но он вместе с тем сомневается в своевременности проведения деноминации - стоило бы еще немного подождать. Если годовая инфляция продолжит измеряться двузначными показателями, то через 10 лет придется вновь «отбрасывать» нули. Пути снижения инфляции хорошо известны - следует развивать конкуренцию, дать льготы малому и среднему бизнесу, осуществлять контроль денежной массы и ограничит власть Минторга.
В целом присутствует ощущение, что белорусские власти с учетом передышки на мировых рынках и в отечественной экономике решились-таки пустить в дело отпечатанные семь лет денежные знаки, на которые были потрачены средства и силы, пока они морально не устарели.