Курс белорусской национальной валюты пошел на снижение после регуляторных шагов, предпринятых Национальным банком. Более детально о связи между девальвацией белорусского рубля и регулятивных шагов, предпринятых Нацбанком РБ, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
17 ноября, как отмечает издание "Независимая газета", курс белорусской валюты просел ниже психологической отметки 18 тысяч рублей за доллар. По мнению экспертов, причиной очередной девальвации национальной валюты стали регуляторные шаги, которые были предприняты Национальным банком.
Курс регулятора на торгах 17 ноября не дотянул до психологической отметки совсем чуть-чуть – рубль просел на 0,4 процента, откатившись до 17 896 рублей за доллар, однако банки страны уже продают американскую валюту дороже, чем по 18 тысяч рублей. Ранее эксперты, комментировавшие декрет президента страны Александра Лукашенко об изменении политики относительно процентов по банковским вкладам и обложении подоходным налогом доходов, полученных с депозитов, предупреждали: это приведет к ослаблению национальной валюты, и сейчас, судя по всему, их прогнозы начинают сбываться.
Согласно президентскому декрету, в стране вводятся дифференцированные ставки по депозитам, как краткосрочным, так и долгосрочным. В итоге для тех, кто играет на депозитном рынке, краткосрочные депозиты становятся уже невыгодными. Кроме того, декретом вводится такое понятие как "безотзывный вклад" – такой вклад невозможно снять ранее прописанного в договоре срока. Представители Национального банка объясняют, что такие решения являются вполне нормальными для мировой практики, однако это не смогло убедить экспертов, отметивших: не всякая мировая практика сможет работать в условиях деформированной экономической модели Беларуси.
Они напомнили, что регулятор был вынужден устанавливать высокие процентные ставки по депозитам в национальной валюте для того, чтобы противостоять таким образом спросу на иностранную валюту. Поэтому снижение интереса к депозитам в рублях создаст дополнительное давление на валютный рынок и на курс национальной валюты. Дмитрий Крук, эксперт BEROC, отметил, что в реальном выражении спрэд между ставками по рублевым и по валютным вкладам невысокий, а вдобавок к этому владельцам депозитов предлагают еще и взять на себя дополнительные риски, такие как невозможность забрать свои деньги из банка раньше оговоренного срока. Учитывая данное обстоятельство, депозиты в американской валюте могут быть восприняты белорусами как "тихая гавань" – пусть доход по ним и минимальный, зато риски тоже невысокие.
Белорусские власти все прекрасно понимают.
Это, впрочем, понимают и белорусские власти. Сразу же после того, как Лукашенко подписал декрет, зампредправления Нацбанка Тарас Надольный заявил о готовности регулятора к некоторому оттоку вкладов из банков, который будет носить временный характер. По информации, которой располагают финучреждения, Национальный банк даже пообещал в ходе специального совещания свою поддержку банкам в случае, если объем депозитов в национальной валюте существенно сократится. По прогнозам регулятора, ставки по безотзывным вкладам могут оставить от 25 до 30 процентов, тогда как ставки по отзывным вкладам должны составить 20-25 процентов.
Станислав Богданевич, бывший руководитель Нацбанка, еще до появления декрета о новой депозитной политике предупреждал о ползучей девальвации национальной валюты и о ее проседании ниже 18 тысяч рублей за доллар к концу 2015 года. Сейчас можно констатировать – прогноз сбылся, причем даже раньше сроков, указанных бывшим главой регулятора.
Эксперты, признававшие намерения Национального банка увеличить долю длинных депозитов, также призывают учитывать настроения белорусских граждан. Сегодня эксперты, комментируя выросшие в финансовых учреждениях очереди, предупреждают, что благие намерения регулятора могут в итоге и не сработать ввиду отсутствия у населения доверия и к национальной валюте, и к белорусской власти. В сложившейся ситуации многие белорусы просто предпочтут забрать свои деньги из банков, перевести их в доллары, после чего в лучшем случае положить эти доллары на валютный депозит, а в худшем случае начнут хранить их "под кроватью".
При этом не стоит забывать и об объявленной Александром Лукашенко деноминации. Если специалисты прекрасно понимают, что это сугубо техническая процедура, то не все население страны понимает разницу между девальвацией и деноминацией и поэтому предпочтет, от греха подальше, конвертировать свои сбережения в рублях в доллары или в евро.
Вместе с тем ползучая девальвация рубля сама по себе является источником давления, оказываемого на валютный рынок, и подталкивает цены к росту. Эксперты продолжают считать, что только проведение структурных и глубоких реформ позволит остановить замкнутый круг "девальвация-инфляция", тогда как заявления, сделанные по итогам встречи белорусского лидера с представителями работающей в Минске миссии МВФ, так и не добавили никакой ясности в вопрос о готовности властей к проведению в стране реформ. Глава государства, с одной стороны, заявил, что ни один из пунктов предложенных реформ не вызывает отторжения, с другой стороны, отметил: власть не готова ломать выработанную схему социального государства.