Спустя два месяца после выборов президента в Республике Беларусь резко выросли долги по заработной плате. Аналитики считают, что, несмотря на такое отражение кризиса в экономике государства, социального взрыва ждать не следует.
Эксперты утверждают, что резкий рост долгов по заработной плате в Беларуси является отражением общего кризиса экономической модели государства. В то же время они не ждут массовых протестных акций из-за этого, подчеркивая, что правительство будет точечно гасить вспышки недовольства.
По информации Белстата, на 1 декабря просроченная задолженность по зарплате была зафиксирована в 405 организациях. Общая сумма задолженности равна 241,4 миллиардам белорусских рублей (около 1,2 миллионов евро). У предприятий в Минской области больше всего долгов, тогда как Брестская область является единственной, которой удалось избежать задолженности перед работниками.
«Мы постепенно возвращаемся в допредвыборную ситуацию. При этом осенью дела выглядели намного лучше»,– сказал в интервью Deutsche Welle Сергей Антусевич, зампредседателя Белорусского конгресса демократический профсоюзов. Стоит напомнить, что в октябре в государстве прошли выборы главы государства. Перед голосованием задолженность по заработной плате была равна 27,9 миллиарда белорусских рублей и числилась она за 13 организациями. Так, долги работодателей перед работниками спустя два месяца после выборов выросли фактически в 10 раз.
«Стоит понимать, что снижение долгов перед президентскими выборами случилось не благодаря улучшению экономических показателей, а благодаря директивным указаниям правительства для того, чтобы не портить картинку перед выборами», – утверждает представитель БКДП. По его словам, экономическая ситуация не улучшается, в связи с чем негативные тенденции, в частности и задолженность по заработной плате, будут только нарастать.
Внутренних факторов для существенного ослабления курса белорусской нацвалюты в 2016-м пока не наблюдается, отмечают белорусские экономисты. «В случае сохранения рыночного курсового образования, реализации планов правительства касательно снижения инфляции, а также средней цене барреля нефти на уровне пятидесяти долларов, девальвация будет незначительной», - считают аналитики брокера Nordhill Capital.
Белорусское экономическое чудо не состоялось.
«В действительности, я бы назвал это логическим финалом всей социально-экономической политики действующего правительства. Необходимо в срочном порядке принимать меры по реформированию экономической системы, а также по отказу от командно-административной модели управления», – полагает Антусевич.
Александр Соснов, экс-министр труда, согласился с данной оценкой. По его словам, в данном случае идет речь о давно замеченной тенденции серьезного ухудшения экономической ситуации в государстве, одним из проявлений которой являются задержки заработной платы. Соснов утверждает, что само по себе число тех, кого коснулась данная проблема, не слишком велико, однако остальные тоже не жируют. «Если обратиться к государственной статистике, то каждый месяц происходит падение, хоть и не очень большое. Если же к этому добавятся еще и задержки заработной платы, то люди выдержат всего 2-4 месяца», – полагает Соснов.
В приведенном Белстатом опросе домохозяйств говорится, что наибольшая группа населения (15 процентов) имеет ежемесячный доход на члена семьи от 2,5 до 3 миллионов белорусских рублей. При таком уровне доходов задержка заработной платы является катастрофой.
Андрей Егоров, будучи директором Центра европейской трансформации, отметил, что все происходящее полностью укладывается в общую характеристику кризиса, отражающегося во многих аспектах, в особенности – в росте безработицы, а также в том, что на многих предприятиях люди работают не в полную рабочую смену.
Насколько вероятна угроза социального взрыва?
По мнению Егорова, в разных регионах и на разных предприятиях действительно могут возникать социальные вспышки. «Однако я сомневаюсь, что это перерастет в массовые протесты. Ситуация на самом деле начинает становиться менее стабильной и в дальнейшем она может быть использована какими-либо внешними силами для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в Беларуси», – отмечает политолог.
Социальные опросы, которые были проведены вильнюсским Независимым институтом социально-экономических и политических исследований показывают, что постепенно увеличивается количество белорусов, говорящих об ухудшении собственного материального положения. Перед выборами главы государства, а именно в сентябре, таких было 42,5 процента, и только 9,8 процентов респондентов говорили об улучшении. После выборов выросли как долги по зарплатам, так и тарифы на коммунальные услуги.
Александр Соснов, в свою очередь, утверждает, что социального взрыва не будет. «Стоит понимать, что население разное», – отмечает он. Согласно оценке бывшего министра, определенная часть населения, в особенности бюджетники, будут и далее цепляться за государство и терпеть, в то время как работники предприятий будут возмущаться.
Андрей Егоров, в то же время, напомнил об опыте кризисного 2011 года, когда в государстве резко снизился курс национальной валюты. «На отдельных предприятиях тогда возникали локальные вспышки. Государство же точечно гасило их – проводило встречи с участниками протеста, уговаривало их, а также решало некоторые вопросы. Это своего рода ручное гашение кризиса», – подчеркнул политолог.
С его слов, такого рода вспышки в итоге не превратились в какую-то общую силу по той причине, что люди, осознавая, что вина за данный кризис лежит на теперешнем правительстве, все равно не видели другой альтернативы решения такого вопроса, кроме как действия самого правительства.
Автор: Ксения Дмитриева