Беларусь может изменить некоторые статьи госбюджета. Многие эксперты полагают, что перекройка приведет к сокращению госбюджета на треть. При этом больше всего от этой инициативы может пострадать население. Эксперты выразили свою точку зрения агентству DW. Каких же изменений следует ожидать после перекройки госбюджета Беларуси, выяснили эксперты раздела «Новости СНГ» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Так, Россия запланировала свою расходную часть госбюджета на этот год, основываясь на стоимости нефти на уровне 25 долларов за баррель. Казахстан также пересмотрит план госбюджета на 2016 год, исходя из стоимости нефти в 20 долларов за баррель.
Но в Беларуси намерены корректировать программу социально-экономического развития на пятилетие. Об этом рассказал министр экономики Беларуси Владимир Зиновский. Значит ли это, что Беларусь не намерена пересмотреть бюджетные показатели в связи с резким изменение нефтяных котировок. Зиновский рассказал, что соответствующие изменения глава государства рассмотрит уже в январе.
Однако многие эксперты считают, что белорусские власти все же осуществляют перерасчет бюджета, который был подтвержден 31 декабря. При этом специалисты не исключают, что расходы будут сокращены до 30 процентов. Многие эксперты считают, что от перекройки бюджета и резкой девальвации белорусского рубля, в первую очередь, пострадают сами жители страны.
Но пока в правительстве уверяют, что пока нет информации об изменении бюджета по части сокращения социальных расходов. Однако иного мнения придерживаются многие эксперты. Так, специалист в области управленческого учета и бюджетирования, экономист Александр Синкевич отмечает, что экономика Беларуси скрывает большие финансовые трудности. Именно поэтому органы власти готовятся к секвестированию бюджета на 30 процентов. Экономист при этом напомнил, что в России доля секвестирования составит 10 процентов. Он также отмечает, что власти Беларуси уже фактически отказались от плана госбюджета, подписанного 31 декабря. И именно поэтому выполнение данного бюджета уже приостановлено. Экономист также рассказывает, что некоторым пенсионерам перестали платить всю сумму пенсии, а только некоторую часть.
Но Синкевич считает, что есть все основания для того, чтобы Беларусь начала процесс перекраивания бюджета. Так, если базовый сценарий бюджета был основан на стоимости нефти в 50 долларов за баррель, то теперь цена нефти достигла до уровня 28 долларов за баррель. Эксперт отмечает, что бюджет Беларуси не должен быть так привязан к ценам на нефть, ведь она импортирует «черное золото», в отличие от стран-экспортеров.
Аналитик подчеркивает, что снижение стоимости нефти может также негативно повлиять на покупательную способность российского рынка.
Доктор экономических наук из Минска Борис Желиба также признает тот факт, что бюджет на 2016 год составлен на основе неоправданно оптимистичных показателей. Он напомнил, что в бюджете предусматривается среднегодовой курс на уровне 18700 рублей за доллар, хотя в последнее время можно наблюдать, как белорусская валюта резко теряет свои позиции по отношению к доллару и евро. Так, в последнее время в пунктах обмена валюты доллар предлагает по стоимости в 20500 рублей. Но вместе с тем следует отметить, что белорусский рубль незначительно потерял в стоимости к российскому.
Но вместе с тем Александр Синкевич отмечает, что девальвирующий рубль только на руку экспортерам. Однако эксперт полагает, что вскоре российский рубль будет стоить не менее 300 белорусских рублей. Отметим, что сейчас российский рубль оценивается в 258 белорусских рублей. А это в свою очередь способствует тому, чтобы белорусские товары стали конкурентоспособными на российском рынке.
Аналитики считают, что Беларусь максимально привязана к России. И на фоне плохих экономических новостей из России стоит ожидать пессимистичный вариант развития событий. Желиба рассказывает, что на фоне негативных факторов белорусская экономика будет падать параллельно с российской.
К тому же не стоит забывать, что Минску в этих условиях придется выплатить по долгам в 3,3 млрд. долларов. Но Борис Желиба не понимает, почему Минск временит с реформами, ожидая только кредитов от МВФ или от Евразийского фонда развития.
Александр Синкевич не исключает, что из расходных статей вычеркнут некоторые госпрограммы и инвестиции для того сектора. В частности, Минск может отказаться от модернизации тех или иных предприятий. Также не исключается, что может быть отложено строительство дорог.
Однако аналитики считают, что Беларусь не сократит расходы на безопасность ввиду внешних угроз.