Вполне вероятно, что уже завтра Евросоюз примет решение о снятии ограничительных мер с Беларуси. Некоторые эксперты уверены, что после этого режим начнет вести себя гораздо жестче. Другие считают, что, наоборот, произойдет оттепель, так как Минск побоится раздражать Брюссель. Его целью будет получить от Запада финансирование, и для этого Лукашенко может пойти на многое, думают третьи, пишет naviny.by
Дипломатический представитель Беларуси в Брюсселе Андрей Евдоченко отметил, он совершенно уверен в том, что Европа отменит практически все меры ограничивающего характера, введенные ранее. В то же время замглавы польского внешнеполитического ведомства Конрад Шимански полагает, что в черном списке будут оставлены только четыре человека, которые подозреваются в причастности к исчезновению оппозиционных деятелей в конце прошлого века. Помимо того, должно сохраниться ограничение на продажу вооружений Беларуси.
В настоящее время персонами нон-грата признаны более 170 белорусских чиновников. Также ограничения действуют в отношении десятка компаний. Таким образом, уже завтра Лукашенко сможет показать собственному населению свою новую победу на внешней арене. Сомнительно, что правительство собирается отстаивать права вышеупомянутых четырех деятелей. Оружейное же эмбарго никогда не доставляло особых затруднений белорусским властям.
Представители белорусской оппозиции склоняются к мнению, что снятие санкций является преждевременной мерой. Об этом они заявляли в коллективном послании, направленном американским и европейским властям. Они, в частности, считают, что необходимо отложить это действие до того момента, пока в Беларуси не пройдут выборы в законодательный орган. Последние назначены на середину сентября.
В то же время в этом документе отмечается, что Запад должен был бы поставить перед Минском ряд условий, в первую очередь касающихся улучшения положения с правами человека. Помимо того, оппозиционеры отмечают необходимость добиться соблюдения также требований ОБСЕ к проведению выборов. Все это принудит Лукашенко провести ряд реформ, направленных на демократизацию политического устройства страны.
Как полагает Денис Мельянцов, представитель Института, занятого стратегическими исследованиями в области белорусской политики и расположенного в Вильнюсе, в случае чего Брюсселю не составить никакого труда восстановить действие ограничительных мер. Однако он подчеркивает, что они не были эффективными и особо Лукашенко не беспокоили.
По словам эксперта, еще в минувшем году Лукашенко было предложено подписать тайный меморандум, в котором перечислялось все, что Брюссель может сделать для Беларуси, если власти последней будут вести себя в соответствии с нормами, принятыми в Европе. В списке также было упомянуто подписание партнерского договора. Этот документ мог в перспективе существенно повлиять на экономику Беларуси в положительном смысле.
Отказ от ограничительных мер, полагает эксперт, это результат освобождения Лукашенко политических узников, посредничества в украинском кризисе и определенного смягчения парадигмы правящего режима.
Пока у Лукашенко есть поле для маневра между Москвой и Брюсселем.
В то же время он считает, что желание получить финансирование от Европы принудит Лукашенко вести себя более сдержано по отношению к оппозиционным силам. Не следует ждать, что Минск пойдет на серьезную либерализацию в политических вопросах, отмечает специалист. Вероятнее всего, произведут незначительную правку избирательных законов с тем, чтобы они стали выглядеть более цивилизованно, но при этом не грозили утратить монополию на власть.
Другой белорусский политический эксперт Андрей Егоров отмечает, что после снятия ограничений Минск позволит себе действовать более уверенно. Однако он допустил, что завтра санкции все же не будут сняты. По его словам, было бы правильнее отменить только те санкции, которые имеют отношение к экономической сфере. Он полагает, что за прошедшее время ситуация в стране фактически осталась такой же, как была ранее.
В то же время эксперт указывает, что ограничительные меры никак не заставили Лукашенко изменить свою политику. Их, скорее можно назвать действиями, призванными очистить совесть европейских чиновников. Сейчас же Брюссель пытается продемонстрировать, что верит в плодотворное сотрудничество с Минском и подтверждает это таким авансом. Однако проблема в том, что Европа не имеет плана для того, чтобы заставить режим провести демократизацию в стране.
Впрочем, совершено очевидно, что ЕС в настоящее время озабочен больше своими проблемами, нежели привнесением демократии в Беларусь. Этим шансом не преминули воспользоваться и во внешнеполитическом ведомстве РБ, отмечает господин Егоров.
В целом Европа и ее ближайший союзник – Соединенные Штаты – демонстрируют удовлетворение от тех перемен, которые уже произошли в Беларуси. К примеру, не так давно Лукашенко поручил организовать специальный орган, который изучит все рекомендации ОБСЕ по вопросам усовершенствования избирательного законодательства. Это своего рода демонстрация бурной деятельности, которая на определенное время отвлечет Запад.
Единственное, что может помешать планам Лукашенко, – это резкое падение уровня благосостояния белорусского населения. Впрочем, белорусы всегда были покладистыми, и, скорее, позаботятся о том, чтобы посадить побольше картофеля на своих дачах.