Золотовалютные резервы Беларуси сократились до критических уровней, и страна находится под реальной опасностью дефолта. Помочь в данной ситуации могут только внешние заимствования, насчет которых пока определенности нет. С ситуацией вокруг белорусских государственных финансов знакомит издание «Биржевой лидер».
В подготовленном российским «Сбербанком» обзоре эксперты констатируют сокращение белорусских ЗВР в январе на 3,6 процента (149 млн. долларов) - до 4 млрд. долларов. Это позволяет покрыть будущий импорт не более чем на 1,8 месяца, что является менее чем критически малым уровнем. Минимально допустимым уровнем считается объем ЗВР, позволяющий покрыть трехмесячный импорт. Критическое уменьшение уровня ЗВР Беларуси эксперты связывают с выплатами по внешнему долгу и валютными интервенциями Нацбанка на межбанке. При этом вывод, который делают аналитики, - в ближайшие месяцы рост ЗВР маловероятен.
Вместе с тем белорусский Нацбанк наметил направления денежно-кредитной политики на 2016 год, где, в частности, предполагается, что ЗВР государства вырастут на 300 млн. долларов. Рост резервов, как ожидается, может быть обеспечен за счет получения международных кредитов. В январе первый вице-премьер правительства В. Матюшевский на встрече с президентом Лукашенко заявил, что новая программа с МВФ может быть начата в январе-феврале. Однако в минском представительстве МВФ в начале года заявили, что отдельные вопросы еще предстоит закрыть в переговорах с местными властями. Кроме переговоров с МВФ, белорусское правительство продолжает контактировать с Евразийским фондом стабилизации и развития, рассчитывая получить уже в этом году кредит. Как известно, более чем на 80 процентов Фонд формируется российскими средствами, и президент Лукашенко в феврале в Сочи добился от российского руководства согласия на поддержку белорусской экономики.
Доктор экономических наук Б. Желиба в комментарии «Салідарнасці» относительно тревожного уровня белорусских ЗВР отметил, что сложно противится оценке специалистов российского «Сбербанка», ведь существуют международные нормы, которые указывают, что ЗВР должны покрывать двух-трехмесячный импорт в страну. А существующие золотовалютные резервы едва покрывают примерно полуторамесячный импорт. Похожая ситуация наблюдалась весной 2011 года во время сильнейшего валютного кризиса. Но сейчас, по словам профессора, ситуация может оказаться еще хуже, и валютные резервы могут полностью истощиться. Сейчас наблюдается отрицательный торговый баланс, который требуется чем-то покрывать.
Также следует учесть, что структура ЗВР Беларуси такова, что там есть монетарное золото, драгоценные камни, валюта МВФ СДР, предназначенная для специальных расчетов. А ликвидных валют, которые идут на погашение государственных долгов, из 4 млрд. долларов только 2,2 млрд. (а возможно, и меньше). Уже в текущем году необходимо выплатить внешние долги России, Китаю и Евразийскому фонду в сумме 1,7-1,8 млрд. долларов. Именно потому руководство страны ждет с напряжением кредитных 2 млрд. долларов от Путина. В случае их неполучения страну может ожидать дефолт. Как полагает Желиба, деньги эти все же будут получены, поскольку в Москве не могут допустить банкротство едва ли не единственного союзника, однако пока еще на нервах поиграют.
Минск прислушивается к требованиям ЕС, чтобы получить деньги МВФ.
В поисках финансовой поддержки для государства белорусское руководство было вынуждено пойти на смягчение своей позиции в отношениях с ЕС. Это происходит примерно последние два года, с тех самых пор, как в Минске начали наблюдать разворачивающийся конфликт между Украиной и РФ. Несмотря на союзнические отношения между Беларусью и Россией, в Минске не хотели бы оказаться в результате под полным контролем Москвы (хотя в известной мере это так уже и происходит). Поэтому белорусское руководство пошло на сближение с Евросоюзом, стремясь одновременно получить шанс на кредит от МВФ. Именно благодаря сближению позиций власти Беларуси смягчили внутреннюю политику, что завершилось в прошлом году освобождением политзаключенных и проведением осенью достаточно спокойных президентских выборов.
Теперь Лукашенко требует от подчиненных укрепления сотрудничества с МВФ, но подчеркивает, что «пресмыкаться» не нужно. Следует лишь исполнять предлагаемые противоположной стороной «разумные решения». «Если в МВФ хотят сотрудничества, то им необходимо слышать и наш голос, а если не хотят, то мы подождем», - сказал президент.
Сейчас официальный Минск обсуждает с МВФ программу сотрудничества, которая может быть рассчитана на реализацию в трехлетний срок и поддержана кредитом на 3 млрд. долларов на десять лет под 2,28 процента. В ноябре в Минске работала миссия МВФ, которая обладала полномочиями на обсуждение программы сотрудничества с правительством Беларуси. До этого фонд озвучил рекомендации, они касаются либерализации цен, отмены перекрестного субсидирования, взвешенной кредитно-денежной политики, равных условий кредитования предприятий, перехода к системе адресной социальной помощи, проведения приватизации. Впрочем, Лукашенко уже не раз предупреждал, что готов выполнять только то, что он считает возможным выполнить.