Празднование Дня Победы в Республике Беларусь, в сравнении с Россией, не было столь помпезным, отмечают эксперты раздела «Новости Беларуси» издания для инвесторов «Биржевой лидер». В частности, усилиями официального Минска было минимизировано использование «георгиевской ленточки», которая после событий в Крыму и на Донбассе среди белорусов не имеет однозначного восприятия. Кроме того, в этом году обошлось и без парада. И все же, несмотря на это, эксперты отмечают неудачные попытки белоруской идеологической вертикали распрощаться с той матрицей празднования 9 Мая, которая присутствовала во времена СССР.
Только сейчас в государственных средствах массовой информации распространилась информация предоставленная правоохранителями. Согласно ей участниками праздничных мероприятий в честь Дня Победы в разных регионах Беларуси стали свыше восьми сотен тысяч человек. Совершенно очевидно, что речь идет о том случае, когда отсутствует какая-либо боязнь в связи с тем, что из-за крайне оптимистичной цифры есть риск услышать неприятный выговор. Да и в целом всем уже успела надоесть эта казенная арифметика. И действительно, не о том событии идет речь, когда есть смысл вовсю демонстрировать новые валовые показатели с рефреном на подобии «отдали дань памяти».
Надоевшая казенщина.
Немалое количество граждан Беларуси исключительно из принципа принимают решение, что 9 Мая лучше провести не участвуя в тусовках с сопровождением казенной символики, обыденными разговорам и пивом. Они воспринимают войну главным образом как очень страшную трагедию всех уровней: начиная с мирового и национального и заканчивая отдельной семьей.
Здравомыслящие граждане Беларуси живут с убеждением, что ту Победу никак нельзя использовать для маскировок провалов, жестокости режима Сталина или подлости. И совершенно точно это совершенно не повод для маскировки неправильных действий нынешних белорусских властей, которые, в принципе, не брезгуют спекулировать на подвиге дедов и прадедов.
Новостная лента социальной сети Facebook с начала мая раскрыла множество фактов, которые сильно контрастируют с бравурностью официальных властей. Имеется в виду позор оккупации, обратная сторона «партизанки», презрительность в отношении руководителей коммунистического режима к жизни обычного человека как на месте проведения боевых действий, так и в тылу, возвращении после победы в неволю у себя же на родине. Одни семьи больше пострадали от репрессивной политики власти, чем те, кто погиб во время сражения на той же войне. Кроме того, часто происходило так, что на самой войне нередко могли взять пушечным мясом.
Если судить по воспоминаниям, которыми живут, в частности, многие мужчины в Беларуси, получается, что очень много жертв войны припало на 1944-45 годы. Тогда белорусы вели бои с военными Германии. Не обученные надлежащим образом, необстрелянные, они попадали в настоящий ад, в лобовые атаки на амбразуры. Это была как бы отместка за те годы, которые были проведены под оккупацией. Складывается ощущение, что на этих людях лежала вина за то, что в 1941 году они не были мобилизованы, так как Красная Армия откатилась на сотни километров буквально за пару дней.
Перевернутая правда и фальсификация.
Как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь власть очень раздражительно реагирует на правдивую информацию относительно войны. Согласно их трактовке, под понятием «правда» нужно воспринимать удобную лакированную мифологию. То есть, асе согласно Оруэллу, матрица антиутопии ложится идеальным способом. «Океания всегда воевала с Остазией» и тому подобное.
Сам белорусский президент, когда 9 Мая произносил речь после возложения венков к монументу Победы в Минске, весьма шаблонно повторил: «Мы не допустили и не имеем морального права на искажение правды об этой победе, вводить в обман наших внуков и забрать у них победу», - сказал он.
Привязка к матрице СССР.
По словам политического эксперта и историка, руководителя минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевича, за последнее время нельзя не заметить значительное снижение масштаба торжественных мероприятий во время празднования Дня Победы. В разговоре с журналистами Naviny.by он отметил: «Власти Беларуси пытаются стараются дистанцироваться от типичного для России имперского характера этого праздника. Но все же это делается достаточно мягко, чтобы не осложнить отношения с Москвой».
На определенное отличие способа празднования Дня Победы в Беларуси от России обратил внимание в комментарии Naviny.by и минский историк, который также занимает должность шеф-редактора издания Arche Александр Пашкевич. Он считает, что главное отличие «определяется тем, что, как бы ни относиться к нынешней белорусской власти, она все же с негативом относится к имперскости и реваншизму».
«Если власти и рядовые граждане России, которая «встала с колен» на самом деле мечтают восстановить былое величие (сам факт победы над Германией они воспринимают в качестве главного свидетельства и символа этого величия), то белорусские власти беспокоятся скорее сохранением статус-кво», — считает Пашкевич.